Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Детки от 3 лет до школы

Современная школа. Ваш выбор.
 
Мы уже забыли про те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. В остальном они были как братья-близнецы: одинаковый набор предметов, одни и те же программы и учебники, одна для всех скорость прохождения и усвоения тем. Сейчас школы стали такими разными!

Чем дальше, тем больше они непохожи одна на другую, и, по всей видимости, эта тенденция будет продолжаться, поскольку, если не каждая, то большинство школ стремится к уникальности и неповторимости. Известно: чем больше разнообразия, тем сложнее сделать выбор. Конечно, хочется дать ребенку хорошее образование, определить его если не в престижную школу, то хотя бы в ту, которая пользуется хорошей репутацией у знакомых, друзей, соседей. Вот и мечутся родители между гимназиями и лицеями, Вальдорфскими и Монтессори-школами, государственными и частными, чаще всего не зная, чем одна отличается от другой. Мы познакомим вас с некоторыми из них. Это не значит, что они лучшие. Лучшую для своего ребенка вам предстоит найти самим.

Обычная школа

Многие сегодня скептически относятся к общеобразовательным массовым школам, считая, что это – вчерашний день, и полученные там знания – посредственные и неглубокие. Можно поспорить с этой точкой зрения. Во многих из них о качестве образования думают ничуть не меньше, чем в гимназиях и лицеях. Результат их работы оценить труднее, потому что они учат всех, без отбора, и в какой-то степени ориентированы на среднего ученика. Но это не значит, что более способные вынуждены сидеть без дела – хороший учитель даже в переполненном классе обязательно найдет подход к каждому. Что касается современных нетрадиционных методик, технологий, авторских программ, они вполне могут прижиться в этих школах, и такое часто бывает, но обычно новшества затрагивают не всю школу, а отдельные предметы, потому что идут они от конкретного учителя. Многие школы сотрудничают с вузами, а некоторые заключают с ними договор и создают профильные классы, в которых помимо учителей занятия ведут и преподаватели вузов. Кроме обязательных основных предметов вашему ребенку могут предложить дополнительные образовательные услуги, как правило, платные, которые никак не могут быть оказаны взамен и в рамках основных предметов. Ощутимый недостаток общеобразовательных школ в том, что классы там часто переполнены: число детей превышает 30 человек, а иногда доходит и до 40.

Гимназии

Гимназии претендуют на более глубокое и качественное образование. Попасть туда может уже не каждый ребенок, а только тот, кто успешно выдержит конкурсные испытания. Если прошлые годы многие гимназии устраивали детей при приеме в первый класс (это сопровождалось изнурительной дошкольной подготовкой малышей и при неудачном исходе нередко заканчивалось стрессом), то по новому Положению о гимназии, которое выпустил Московский Комитет образования, конкурсный набор в гимназию может проходить только в 5-й класс. Экзамены обычно проходят в конце мая – начале июня по следующим предметам: русский язык (диктант), математика (контрольная работа), иностранный язык (устно), техника чтения. В некоторых гимназиях экзамены могут быть усложнены. Например, к диктанту прилагается творческое задание, а при чтении текста берутся во внимание не только техника, но и выразительность, понимание. Или, наоборот, упрощены – частично заменены тестами. Разумеется, попасть в гимназию можно не только в 5-м классе, но и позже, вплоть до 8-го, 9-го или 10-го (везде по-разному), но уже при наличии свободных мест. Экзамены в форме тестирования или письменных работ сохраняются, но к старшим классам меняются в зависимости от выбранного профиля.

Большинство гимназий – многопрофильные, ведут углубленную подготовку по нескольким направлениям и изучают два иностранных языка. Педагоги используют самые разные формы обучения. Одна из наиболее интересных – индивидуальные проекты. В начале учебного года гимназист выбирает тему по предмету, которым особенно увлечен, с помощью учителя работает над ней весь год, а весной защищает свой проект.

Лицеи

Другим учебным заведением, претендующим на образование повышенного уровня, является лицей. Основное внимание лицеи уделяют углубленному изучению профильных дисциплин, поэтому набор там начинается, как правило, с 8-го, 9-го или 10-го классов, когда ребята могут уже сделать осознанный выбор. Многие лицеи создаются при вузах и не официально, но, по сути, являются подготовительным отделением вуза.

Организация учебного процесса во многих лицеях максимально приближена к вузовской, особое место занимает самоподготовка, большое внимание уделяется научно-исследовательской работе. Жесткий режим и нагрузки по силам далеко не каждому ученику, выдержать их может лишь тот, кто определился в своих интересах и готов отказаться от каких-то присущих возрасту соблазнов в пользу учебы. И, как оказывается, таких ребят не так уж и мало.

Форма обучения в лицее – лекционно-семинарская, вместе с педагогами лицея занятия ведут преподаватели вуза. Помимо обязательных предметов немало курсов по выбору, среди которых психология, логика, риторика, история мировых цивилизаций и многие другие. Перед экзаменами, которые обычно проходят в конце апреля, проводится несколько консультаций, помогающих ребятам сориентироваться в обстановке.

Новый принцип образования

Существует особый тип школ, которые трудно причислить как к обычным, так и к гимназиям и лицеям. От последних они отличаются совершенно иной философией образования, и в этом смысле нетрадиционны.

Учителя таких школ видят свою основную роль не в том, чтобы передать любыми путями ученикам готовые систематизированные знания, овладев которыми человек считается культурным и образованным, а в том, чтобы ребенок нашел собственную траекторию развития, которая бы позволила ему научиться понимать себя, мир. Образование они видят иначе – как создание образа своего “я”. И, как следствие, в таких школах сильно меняется уклад.

Самый яркий пример – московская школа № 734, известная в педагогическом мире как Школа самоопределения. О ней и ее директоре Александре Наумовиче Тубельском знают далеко за пределами Москвы и области. Гости из других школ России, как учителя, так и ученики – обычное явление в 734-й.

Школа представляет собой модель гражданского общества: есть своя Конституция, Закон о гражданстве, Совет школы, высший орган, принимающий все решения, в котором, кстати, вместе взятых родителей и учителей меньше, чем учеников. В школе действует Закон о коммерческой деятельности – каждый желающий может развернуть свой бизнес и развивать его, естественно, если получена лицензия, вовремя платятся налоги и не нарушаются никакие другие законы, определяющие жизнь школы.

На первый взгляд, все происходящее кажется игрой, но в этой игре учителя школы видят глубокий смысл – демократичного гражданина можно вырастить в условиях свободного выбора с учетом полной ответственности за сделанный выбор.

В стенах школы уживается много разных методик и технологий – и те, что получили уже широкое признание, и те, которые пока остаются спорными, но не теряющими при этом своей оригинальности. Многие учителя используют метод погружения, который заключается в следующем: тема или проблема учебного предмета изучается, скажем, не в течение месяца или четверти, а в течение одной-двух недель, по нескольку часов в день. Этакий мозговой штурм помогает глубже вникнуть в проблему.

Эксперименты, как известно, не ограничиваются рамками столицы. Взгляды педагогического коллектива Школы самоопределения разделяют и во многих других городах. Чуть больше десяти лет назад круто изменилась жизнь обычной красноярской школы № 106, которая, став экспериментальной площадкой Красноярского госуниверситета, стала называться “Универс”. За прошедшее десятилетие “Универс” стал уникальным сочетанием школы и исследовательского института, где разрабатывается и воплощается много разных методик и технологий. Именно здесь была возрождена широко распространенная ныне система развивающего обучения, единственный в России класс проучился в “Универсе” по системе диалогического образования. Здесь, по мнению специалистов, складывается, возможно, наиболее перспективная методика обучения русскому языку Соколовой-Рябининой, ряд программ по математике и психологии.

Эксперименты директора “Универса” И. Д. Фрумина и его единомышленников связаны прежде всего с организацией школы – с культивированием особых образов учебной и внеучебной жизни в начальной, подростковой и старшей школе, с особыми формами взаимодействия между ними, ритуалами перехода с одного возрастного этапа на другой.

Примерно в то же время – в середине 80-х – у группы томских педагогов во главе с энергичным лидером Татьяной Михайловной Ковалевой возник замысел полисистемной школы – такой, в которой могли бы существовать и взаимодействовать между собой разные (порой весьма противоположные) педагогические культуры. Так появилась томская школа “Эврика-развитие”, вместившая в свои стены и школу Толстого, и развивающее обучение Давыдова, и коммунарскую методику. Она, кстати, была первой частной школой в стране, но со временем стала муниципальной.

Сегодня эта школа – одна из самых известных не только в томском Академгородке, но и в России.

Мы не будем останавливаться на так называемых специальных школах для детей с разными проблемами со здоровьем и умственным развитием. Они есть в каждом крупном городе – учат там по специальным программам и методикам. Но хотелось бы рассказать об одной школе, которая не принадлежит ни к числу обычных, ни к числу специальных, хотя там учатся и здоровые дети (многие из которых в свое время испытали унижение в обычной школе и надолго затаили обиду), и те, кто страдает психическим или физическим недугом.

Московская школа “Ковчег” возникла по инициативе специалистов Центра лечебной педагогики, которые считали: не нужно торопиться с диагнозом, если у ребенка наблюдается отклонение от нормы. При условиях создания таким детям благоприятной атмосферы, диагноз вообще может не подтвердиться или исчезнуть спустя какое-то время. Так и родилась школа – мягкая, без ориентации на школьную дисциплину, возвращающая ранимых и неуравновешенных детей, а также детей с нарушениями в психике к полноценной жизни. О том, что это возможно, учителя школы за несколько лет ее существования могут привести десятки примеров: при особом подходе дети, которых поспешили причислить к разряду неполноценных, перестают чувствовать себя изгоями и, приобретая уверенность, показывают себя с самой неожиданной стороны... А здоровые дети привыкают к терпимости и милосердию и вообще перестают замечать отклонения сверстников. По сути, “Ковчег” является готовой моделью адаптационной школы, потребность в которых ничуть не меньше, чем в гимназиях и лицеях.

Приживаются ли у нас заморские системы?

До сих пор мы говорили об отечественных методиках. Но, надо сказать, что в течение последних лет в российское образование перекочевали и некоторые зарубежные системы – когда-то они казались экзотикой, но усилиями педагогов, которые видели за этими системами нечто большее, были приспособлены к российским традициям (какая-то – более удачно, какая-то – менее) и заняли свое место на педагогической карте страны.

Комплекс детский сад-школа “Семейный лад” ориентирована на принципы и методику Вальдорфской педагогики. По теории известного немецкого философа Штайнера, на которой и основана Вальдорфская педагогика, каждый человек постигает мир, исходя из закономерностей своего развития. При обучении необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и естественные ритмы организма.

Следуя принципам Вальдорфской педагогики, бессмысленно тратить время на усвоение и запоминание правил, пока у ребенка не возникло в этом потребности. Всему свое время. Не имеет смысла разжевывать и доносить ответ, пока у маленького человека не появилось вопроса. Естественным для ребенка 6,7,8 лет является состояние, когда он поет, рисует, играет, а вот когда ему, например, станет интересно, почему это слово пишется так, а не иначе, тогда и нужно это объяснить. Очень важно, чтобы принципы Вальдорфской педагогики разделяли родители, без этого эффективное обучение в таких школах невозможно.

Преподавание в школе “Семейный лад” построено на образах. В 1-м классе пищу для размышления дают народные сказки и фольклор – пословицы, поговорки. Во 2-м – басни и легенды. В 3-м – Ветхий завет. Дальше – русские былины, греческая и римская мифология... Преподавание английского и немецкого языков исключает зубрежку и направлено на усвоение навыков языкового чутья. С 1-го же класса дети рисуют, лепят, занимаются музыкой, учатся вязать на спицах. Непременное условие Вальдорфской школы – обучение какому-нибудь ремеслу.

Широко распространяется в школах (как правило, начальных) метод Марии Монтессори. Одним из основных принципов этого метода является формирование разновозрастных групп. В московском учебно-воспитательном комплексе № 1641, например, их две: первую составляют ученики 1-го и 2-го, вторую – соответственно 2-го, 3-го и 4-го классов. Основной упор в Монтессори-педагогике делается на развивающую среду: в комнате, где занимается группа, множество дидактических материалов, из которых ребенок может выбрать то, что его заинтересовало. Задания, которые содержатся в материалах, обязательно соответствуют определенному периоду в жизни ребенка.

Учитель не навязывает и не принуждает, а помогает разобраться в том, что выбрал ребенок. При этом совершенно меняется роль учителя – отпадает необходимость объяснять какую-то одну тему всему классу (да и классов-то как таковых нет), каждый работает самостоятельно. У учителя роль индивидуального консультанта, а ребенок получает неоценимое преимущество – свободу в развитии: он занимается в своем темпе и тем, чем ему хочется.

В конце 60-х годов американский доктор педагогики Дональд Р.Ховард разработал педагогическую систему, которая обеспечивала бы каждому ученику движение в собственном темпе и усвоение определенного объема учебного материала. Эту систему Ховард назвал Школой завтрашнего дня. В Москве 10 таких школ.

Программа делится на две части: американская, включающая пять основных курсов (математика, английский язык, социальные науки, словообразование, естественные науки) и русская. Преподавание американской части ведется на английском языке – не удивительно, что старшеклассники владеют им в совершенстве. В школе, кроме обязательных, есть еще предметы по выбору: испанский и французский языки, музыка, риторика, бухгалтерский учет, бизнес-математика, физиология.

В этих школах нет класса в привычном понимании, нет парт – все ученики сидят в большом зале, но при этом рабочее место каждого отделено от соседа справа и слева перегородками. У каждого ученика есть собственный план на неделю, в котором он ежедневно намечает – что будет делать завтра.

Нет и учебников, у каждого ученика по каждому предмету – набор рабочих тетрадей с теоретическим материалом, занимательными фактами, практическими заданиями, а также множеством цветных иллюстраций. Закончил одну тетрадь – получил другую, но прежде необходимо выполнить тест, который находится в каждой тетради. За четверть ребенок должен осилить не меньше 3 тетрадей по каждому курсу, за год – 12. Рабочие тетради фактически являются основой системы, которая, как видно, обеспечивает самообразование. Большое внимание в школе Ховарда уделяется воспитанию. Школа завтрашнего дня – это христианское протестантское образование. Каждая среда начинается с духовной беседы. Каждая рабочая тетрадь – со стиха из Библии, дополненного небольшим рассказом о той черте характера, которую стремишься у себя выработать. Надо отметить, что учиться в такой школе – дорогое удовольствие.

Частные школы

С самого начала большинство из них претендовало на исключительность – не только в плане создания комфортных условий, но и в смысле качества образования. Открывали их педагоги, как правило, неординарные, не имеющие возможности реализовать свои идеи в полной мере в общеобразовательной
школе.

Со временем некоторые частные школы вынуждены были полностью переключиться на заказ состоятельных родителей, предпочитающих педагогическим экспериментам комфортные условия. Некоторые из-за материальных трудностей предпочли стать государственными. Но немало и тех, кому удается совмещать и то и другое – и условия хорошие создавать, и думать о современном образовании, которое не может состояться без поиска оригинальных методик и технологий, без создания авторских программ.

Составить полное представление о частной школе по разговору с директором и учителями сложно. Чтобы впоследствии не попасть впросак, лучше со всеми документами ознакомиться сразу: есть ли у школы лицензия на образовательную деятельность, кто является учредителем, на какой срок составлен арендный договор. Составить полное представление о частной школе по разговору с директором и учителями сложно. Чтобы впоследствии не попасть впросак, лучше со всеми документами ознакомиться сразу: есть ли у школы лицензия на образовательную деятельность, кто является учредителем, на какой срок составлен арендный договор.

Не очень-то доверяйте принципу – чем дороже, тем качественнее – может оказаться, что львиную долю оплаты составляет роскошное питание или пребывание в шикарной обстановке. Разузнайте обо всех деталях и мелочах, из которых складывается образовательный процесс: каков педагогический опыт у учителей, есть ли в школе врач, психолог, обеспечивают ли учебниками.

Внимательно изучите Устав, поинтересуйтесь, есть ли у школы аккредитация, которая дает право частным школам выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца. Если она есть – это уже свидетельство определенного качества. Помимо ежемесячной оплаты, которая во всех частных школах разная, родители платят вступительный взнос.

Чтобы картина получилась более или менее полной, мы представим вам несколько частных школ.

Выбирая школу, думайте о ребенке

Психологи считают, что правильным и грамотным выбор может быть только в том случае, если, с одной стороны, вы имеете представление о школе, в которой хотите видеть своего ребенка, а с другой (и это особенно важно!) – учитываете, насколько эта школа подходит ребенку – соответствует его склонностям, интересам, психологическим особенностям, эмоциональному складу, физическим возможностям.

Елена Лосевская
Источник:
Бибиколь
Категория: Детки от 3 лет до школы | Добавил: Дафна (19.03.2008)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz