1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Т. Ткаченко
2. Мимические упражнения
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге.
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
3. Упражнения для мышц шеи
Ветерок качает подснежник.
Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Медведь проснулся после зимней спячки.
Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины.
Двигать нижней челестью вправо-влево.
5. Упражнения для щек и губ
Пускаем кораблики.
Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
Исхудавшие за зиму зверята.
Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.
6. Упражнения для языка
Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
— Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!
Н. Полякова
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
А. Лойко
8. Психогимнастика. Пластические этюды
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
— Весна, где ты зимой была?
— Я в речке зиму провела,
Мы с речкою проснулись
И к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,
Проклюнулись листочки,
Пичуги прилетели
И на ветвях запели.
И долгожданное тепло
К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю. Саакян
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей,
встречающих нету: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорлиным ру чьем, печальным снеговиком, плачущем'! со сулькой, пробивающимся из-под снега подснежником.
Действия с воображаемыми предметами
Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распилипнете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дерену. Покажите: вы радуетесь прилету птиц.