Когда у нас еще не было детей, мы ходили в один ресторан, не самый модный и изысканный, но где можно было довольно приятно поесть по разумной цене, и там мы нередко встречали орущих, швыряющихся едой или столовым серебром детей. Глядя на это, мы думали про себя: «Когда у нас будут дети, мы ни за что не позволим им подобное. Наши будут уметь вести себя в ресторанах». Несколько лет спустя, когда мы снова пришли в этот, дружелюбный ресторан уже со своей малышкой, обнаружилось, что там приходится невероятно долго (с точки зрения полуторагодовалого ребенка) ждать подачи еды, и когда ее наконец приносят, тарелки слишком горячие для ребенка. Во время долгого ожидания наша дочь все больше и больше раздражалась, а когда получила свой обед в тарелке, до которой нельзя было дотронуться, это стало последней каплей, и она разразилась внезапным резким визгом, таким громким и таким эффектным, что все присутствующие в ресторане обернулись и уставились на нее.
Основой методик, предлагаемых в данной книге, является то, что родители, как правило, бывают сообразительнее и изобретательнее своих детей. Вы обязаны верить в это, чтобы эффективно и убежденно использовать предлагаемые нами методы. Вы должны ощущать себя авторитетной фигурой, что может быть трудным для некоторых из нас — бывших хиппи. Важно ясно и четко осознавать свою роль родителя, иначе вы всегда будете сомневаться, колебаться, т. е. проявлять неуверенность. Если вы сомневаетесь в важности задачи быть человеком, уверенным в своих силах, возьмите любую книгу по военной истории, чтобы побольше узнать о необходимости твердого лидерства и высокой морали. Так вот, когда одна из воюющих сторон понимает, что противник лучше экипирован, более хитер и обладает более сильной волей, нет сомнения, он победит.
Есть ли на свете такой ребенок, который будет питаться в соответствии с научной диетой, рекомендованной педиатрами? Нам пока не встречался. Один слишком привередлив и ест очень мало, другой наоборот прожорлив без меры. Некоторые специалисты с легкостью пытаются утешить родителей тем, что, какими бы ни были вкусы малыша, он все равно не умрет с голоду, а найдет способ в большей или меньшей степени получить питание в том объеме, который действительно необходим ему. Все это так. Однако важны долговременные последствия: привычная с детства еда может оказывать влияние на уже всю оставшуюся жизнь.
Малыши по своей натуре консервативны. Они всегда стремятся сохранить «статус кво». Умилительно, когда ребенок, глядя вам в глаза, говорит: «Мамочка, я хочу, чтобы ты всегда жила со мной» или «Папочка, обещай, что всегда будешь укладывать меня спать». Но приходит день, когда он с громким ревом, цепляясь руками и ногами, не отпускает из дома, а вам надо бежать на работу, или же не желает ложиться спать в новую большую (и дорогую!) кровать, купленную специально для него. Все это —и милые слова, и страх — являются результатом одного и того же страстного желания: сохранить все как было, чтобы оставалась какая то надежда управлять ситуацией.
Что касается внешнего вида малышей грудного возраста, то с этим не возникает никаких проблем. Они спокойно могут появиться на людях с испачканной физиономией, пятнами от срыгивания на одежде или лежать нагишом в одном подгузнике, совершенно не испытывая неловкости ни за себя, ни за своих родителей. Но как все меняется через год! В какой то момент малыш начинает осознавать, что одежда — это не просто то, что надевают на тебя родители, а то, что ты уже должен начинать надевать самостоятельно. Однако то, что родители считают таким важным в одежде (ее размер, соответствие погоде, опрятность), редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней было правильное яркое изображение персонажей из любимого мультфильма о покемонах.