Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Б. Адлер [21]
"Перехитрим ребенка"
Комаровский Е. [0]
"Здоровье ребенка и здравый смысл его родителей."
Джон Грэй. [0]
"Дети с небес."
Масару Ибука. [9]
"После трех уже поздно"
Росс Кэмпбелл [0]
"Как по настоящему любить своего ребенка."
Алис Миллер [0]
"Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я"."
Ада Михайловна Тимофеева [10]
"Беседы детского доктора."
Ю.Б. Гиппенрейтер [0]
"Общаться с ребенком. Как?"
Р.Т. Байярд, Дж. Байярд [17]
"Ваш беспокойный подросток." Практическое руководство для отчаявшихся родителей.
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Библиотечка » Книги о детях » Масару Ибука.

Часть 3. Что полезно малышу. Продолжение
[ ] 26.08.2008, 13:37
Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются

Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет места страхам и беспокойствам окружающего мира. Однако похоже, что в реальности мы не всегда были счастливы в младенческие годы. У детей, как и взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чём мы порой и не подозреваем. В номере #41 за 1961 год журнала «Раннее развитие» есть статья, рассказывающая о случае, который произошёл с мистером Шотаро Миямото, директором обсерватории в университете Киото:
«Мой отец, должно быть, очень увлекался буддийскими песнями „Но“. Его друзья часто приходили к нам, и они вместе пели. А меня укладывали спать в соседней комнате. Я помню, что мне было очень страшно слышать эти заунывные и давящие звуки, и я громко плакал. Но моя мама больше беспокоилась о гостях и пыталась быстро меня уложить. Даже сейчас, когда я слышу эти протяжные буддийские песни, они пробуждают в моей душе не успокоение, а ужас».
Родители мистера Миямото никогда бы не подумали, что эти песнопения могли оставить такой неизгладимый след в душе ребёнка, который не стёрся даже с возрастом. Но не только эти ужасные звуки сохранила память детства. Мистер Миямото с удовольствием вспоминает сказки, которые его бабушка читала ему перед сном, музыку из оперы «Кармен», «Лунную сонату». Спрашивается, почему именно песни «Но» так напугали мистера Миямото? Это даёт нам пищу для размышления. Возможно, что не только гнетущие звуки песен, но и одиночество и темнота комнаты, где его оставляли одного, наводили на него ужас. Я не собираюсь давать рецептов, что делать в таких случаях, я только хочу сказать, что то, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребёнка.

Новорождённый чувствует, когда родители в ссоре

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выражение его лица подавленное и беспокойное. Вы можете возразить, что это чепуха, что новорождённый не может воспринимать все тонкости во взаимоотношениях между родителями. Между тем он наделён чувствительным умом, который реагирует на каждое внешнее изменение.
Подумайте, что будет с ребёнком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всём его существе. И неудивительно, что у ребёнка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряжённое лицо.
Глаза или нос передаются вашему ребёнку по наследству, а выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
В ребёнке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдёт в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения.
Анализ многих правонарушений, совершённых подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях.
Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придёте домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтёте всю историю своих супружеских отношений». Я никогда не забуду этих слов.
Совсем необязательно делать что то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребёнка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.

Нервозность родителей заразна

«Мой сын такой же мрачный, как и его отец» или «моя дочь такая же небрежная, как и её мать». Так часто жалуются родители, которые склонны считать, что достоинства их дети наследуют от них самих, а недостатки от другого родителя. Однако я надеюсь, что родители, которые дочитали мою книгу до этого места, уже осознали, что всё хорошее и плохое в их детях – результат воспитания с самого рождения.
Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка. Так ребёнок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен. Но если в случае отсутствия музыкального слуха у мамы она может не петь ему сама, а давать слушать пластинки, то такие вещи, как характер, эмоции, чувствительность, часто не осознаются самим человеком. И даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить. Поэтому то и надо быть осмотрительным в своём поведении.
Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребёнка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков.
Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Отец должен чаще общаться со своим ребёнком

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто. Мой старший сын до сих пор хорошо помнит то, что мы делали вместе, например, как однажды катались на лодке но морю, а на обратном пути ели сладкою красную фасоль. Это было лет 30 назад, и я начисто забыл об этом.
Традиционно в семьях отцу отводилась авторитарная роль. Он был блюстителем порядка н реже участвовал в каждодневных заботах о детях. Если ребёнок видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он скорее всего будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребёнок часто не испытывает тёплых чувств к отцу. И хотя может случиться так, что ребёнок, воспитанный «строгим отцом», вырастет гением, станет знаменитостью, но скорее всего он будет покорным и бесхарактерным. С другой стороны, если отец пьянствует, груб с женой и совершенно не занимается воспитанием, то в такой семье ребёнок может вырасти испорченным и даже стать преступником. Такие случаи нередки.
Я думаю, что ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери. Но под этим я не имею в виду, что отцы должны полностью передоверить воспитание детей своим жёнам. Быть настоящим другом и помощником жене – разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.
Недавно в автобусе я наблюдал за одной семьёй: папа, мама и дочка. Маленькая девочка, лет трёх, с увлечением болтала с папой. Они оба были увлечены беседой, а мама стояла рядом и читала какой то журнал, притворяясь, что ничего не слышит. Я чувствовал, что папа не просто разговаривал, а сознательно пытался общаться со своей дочерью, мама же старалась не вмешиваться. И тогда я подумал, что эта девчушка вырастет прекрасной женщиной. То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовнёй, для ребёнка – огромное удовольствие.
Нельзя воспитать по настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребёнка полностью лежит на маме, а папа только иногда по её просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом

В современной Японии существует традиция, когда молодожёны живут независимо, отдельно от родителей и родственников, причём, как правило, в семьях не больше 3 детей.
Сам я был единственным ребёнком в семье, что было редкостью в то время. Я завидовал своим друзьям, у которых были братья и сёстры, и всегда стремился в эти шумные семьи, где дети бурно играли и ссорились. Знаменательно, что первый ребёнок в семье часто наименее развит, он тихий, у него хорошие манеры, но ему не хватает жизнерадостности. И наоборот. Мой друг, средний из трёх братьев, был смелый, самоуверенный, даже дерзкий, он никогда плакал, когда братья обижали его. И я не единственный свидетель таких случаев, они встречаются довольно часто.
И всё же почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям? Общепринято, что родители не балуют так своего второго или третьего ребёнка, как первого, поэтому те, естественно, растут более независимыми.
Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребёнка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребёнок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благодаря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Ещё в большей степени это относится к 3 му и 4 му ребёнку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.
Заметили, что, если ребёнок берёт, например, уроки игры на скрипке, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.
Талантливые люди, рождённые в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребёнку легче развить неординарные способности и характер, если он растёт в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого.

Присутствие бабушки и дедушки создаёт хороший стимул для развития ребёнка

Часто, когда молодая семья живёт отдельно от родителей, бабушки и дедушки оказываются отстранёнными от воспитания детей и от жизни молодой семьи в целом, и тогда любое вмешательство воспринимается как помеха. К сожалению, в современном обществе это типичная ситуация. Иногда говорят, что старики балуют ребёнка так, что родители не знают потом, как с ним справиться. Особенно привержены этой точке зрения мамы, считающие себя современными и прогрессивными. Я знаю семью, живущую в крошечной однокомнатной квартире, которая специально уехала из родительского дома, потому что им казалось, что они не могут правильно воспитать своего ребёнка в присутствии бабушки и дедушки.
Обязательно ли так поступать, чтобы создать полноценную семью? Что касается воспитания детей, это ещё большой вопрос. Конечно, в Японии и сейчас есть семьи, где свекровь надоедает невестке советами, к первому ребёнку относится как к кумиру, а остальные члены семьи уже ничего не значат. Такие феодальные пережитки ещё существуют. Но правда и то, что у семьи, в которой живёт несколько поколений, есть свои преимущества. Именно от стариков можно унаследовать культуру, мудрость, а взаимоотношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт. Любая тенденция избаловать ребёнка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша.
Известный японский учёный Сейджи Кайа говорит, что люди, которые больше всего повлияли на него в раннем детстве, это были его дедушка и бабушка. Дедушка, деревенский староста, был настолько строг, что стоило ему только кашлянуть, и ребёнок тут же переставал плакать. Дедушка был строг, но справедлив. Доктор Кайа вырос сильным духом и выносливым физически. А его бабушка, всю свою жизнь просидевшая за прялкой, была, наоборот, тишайшей женщиной. Наверное, от неё он научился терпению: если полол огород, то не успокаивался до тех пор, пока в саду не оставалось ни одного сорняка. Психолог Акира Таго считает, что именно это умение сосредоточиться, упорство в достижении цели сделало доктора Кайа человеком твёрдого характера и учёным с мировой известностью.

Общение детей между собой надо поощрять

Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим ребёнком или держит его на руках, даёт ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств.
Однако малыш ещё больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сёстрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.
Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование по социальным контактам среди детёнышей обезьян и влиянию этих контактов на умственное и социальное развитие.
В первом опыте доктор Харлоу поместил детёныша обезьяны в клетку, закрытую со всех сторон деревянными досками, внутри которой была только бутылочка с молоком. Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка, находящаяся какое то время в изоляции. Когда через 3 месяца её пустили в группу обезьян, она сначала чувствовала себя неуверенно, но уже через неделю оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором опыте обезьянку держали в изоляции шесть месяцев. Когда её пустили в группу, она пряталась в углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьянками. В третьем опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в состоянии играть даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в клетку поместили несколько обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну, которая не была, у бедняжки произошёл нервный срыв от одиночества. Коэффициент умственного развития у этих обезьян был гораздо ниже, чем у тех, которые выросли в нормальных условиях.
Прочитав об этих исследованиях, я невольно провёл аналогию с человеческими детёнышами и пришёл к выводу, что малыш, лишённый общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры развивают у ребёнка навыки общения

Часто говорят, что человек – продукт общества и что он не может жить вне его. Но с другой стороны, им руководит не только инстинкт жить в группе, но и сознание своего «Я». Таким образом, он всегда должен искать гармонию между общественным и индивидуальным. Если баланс не будет установлен, он не сможет приспособиться к обществу.
Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения.
Примерно в 2 года ребёнку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут то он впервые узнаёт, как взаимодействовать в группе. Он может расплакаться, если ему не удалось сделать по своему, а пришлось подчиниться желанию большинства. Но и когда он мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.
Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребёнок берёт верх над соперником, где он уступает другому, где он даёт сдачи.
Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребёнок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он её сам спровоцирует. Это будет означать, что в нём формируется и находит выражение его собственное «Я».
Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребёнка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нём чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
У детей своя логика, и общаются они друг с другом по своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, – плохой, ваш ребёнок только замкнётся в себе и обозлится. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе.

Шлёпать ребёнка можно только пока он ещё мал

«Глупый король в окружении слепо преданных министров» – так кто то описал новорождённого и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.
Как бы ни был король глуп, пока он ещё совсем маленький и почти весь день спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2 3 годам он может стать таким эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают приструнивать своё чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает что то «неправильное», превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития ребёнка это уже не даёт видимых результатов.
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребёнка. Примерно в 2 3 года у ребёнка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход – воспитывать и приучать ребёнка к дисциплине, пока ему ещё нет года, до того как в нём проявится его «Я».
Приведём простой пример. Ребёнок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой. Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы «свободного» воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребёнка.
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2 З летний ребёнок остро реагирует, если его отшлёпать. Поэтому, если сначала баловать ребёнка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нём чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители.
Итак, шлёпать ребёнка можно только пока он ещё слишком мал и не может воспринять это как оскорбление.

Злоба и зависть у ребёнка – это выражение бессилия

Маленький ребёнок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребёнка, как это им порой кажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспринимают чувства ребёнка так серьёзно, как хотелось бы, не пытаются выяснять причину его недовольства и раздражения.
Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своём;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребёнка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребёнка более эгоистичным и упрямым.
Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребёнка, а ребёнок уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твёрдость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разумной твёрдости портит характер ребёнка.
Ревность у ребёнка появляется примерно в 1,5 года. Она может быть вызвана появлением брата или сестры, особенно это касается первого ребёнка в семье: пока он был единственным, родители принадлежали только ему. Этот ребёнок может ревновать даже к родителям, когда они разговаривают между собой, и такое поведение часто нельзя рассматривать как очевидный каприз.
Короче говоря, любое проявление характера у ребёнка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребёнка, только ругать или хвалить его, ребёнок будет неудовлетворён. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять её.

Не высмеивайте своего ребёнка в присутствии других

У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это становится ещё более заметным, если спор обостряется или если ситуация оборачивается против него, т.е. когда его нервы в напряжении. Хотя он об этом знает и чувствует себя неловко из за этого, но, когда его что то беспокоит или увлекает, он не может себя контролировать, и его рука непроизвольно тянется к носу.
Сам он считает, что привычка эта идёт от раннего детства. Когда он, увлечённый игрой, начинал ковырять в носу, как делают многие дети в возрасте 3 4 лет, родители ругали его, не стесняясь посторонних детей: «Не делай этого, а то у тебя будут огромные ноздри». И в эту минуту он невольно хватался за нос, стараясь зажать ноздри. Постепенно это вошло в привычку. Теперь он часто смотрел в зеркало, и ему казалось, что ноздри у него действительно не такие, как у всех, и он старался прижать их, чтобы сделать хоть чуточку меньше. Привычка осталась на всю жизнь. Когда он пошёл в школу, дети быстро заметили это и смеялись над ним. Эти переживания оказались настолько сильными, что он начал чувствовать себя неполноценным и вырос очень застенчивым.
Между тем его ноздри были совсем не большими и никак не выделялись на его лице. Но даже если бы это было не так, я не могу понять бесчувственность родителей, выставляющих напоказ недостаток своего ребёнка.
И такие случаи нередки, многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесёт, если огласить его публично.

Ребёнка лучше похвалить, чем отругать

Из двух методов – поощрение и наказание – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Её малыш, которому уже хочется во всём подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «нельзя» и бросается к нему в ужасе, что он прольёт сок. Это неправильно. Она же и упрекнёт потом ребёнка, когда он подрастёт, что он ей не помогает. Даже если ребёнок хочет сделать что то, что ему ещё трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Как то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребёнок считался совершенно безнадёжным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. «Ты поиграешь мне?» – спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребёнка: «Замечательно, замечательно», – и добавил: «А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?» – «Получится», – ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше.
Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.
Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребёнку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвёт газету, которую вы ещё не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять её у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нём очень важный импульс к деятельности, да ещё и заберёте предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребёнку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего то делать нельзя. Может, он и не поймёт вашего объяснения, но он услышит ноту убеждённости в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

Категория: Масару Ибука. | Добавил: tatoshka
Просмотров: 370 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz