Еврейских Религиозных Организаций и объединений России, раввин Мемориальной синагоги на Поклонной Горе
Иудаизм считает, что рождение ребенка наступает в момент зачатия. А значит, воспитание начинается еще в утробе матери. То, что она слышит, читает, с кем общается, и то, богобоязненная она женщина или светская, – все отражается на ее будущем ребенке.
Уже на восьмой день, согласно заповеди, данной Господом Аврааму, новорожденному мальчику делают обрезание. Это может происходить дома, в синагоге или в роддоме, неважно. Важно, чтобы присутствовало десять мужчин-евреев. Они становятся свидетелями заключения завета между Авраамом и его новорожденным потомком. Обрезание делает моэл – человек не просто соблюдающий (религиозный), но имеющий медицинское образование. Ведь операция должна быть проведена на высоком уровне, без осложнений. В этот момент ребенку дается второе имя. Обычно это библейское, святое имя, которое имеет такое оберегающее значение. В случае болезни ребенка молятся именно с этим именем на устах. А первое имя дают родители, обычно оно связано с именами умерших родственников: это дань уважения и продление памяти о предках. Девочки тоже получают второе имя.
Один из самых больших праздников в жизни каждого ребенка – это день совершеннолетия. Бар-мицва празднуется, когда мальчику исполняется 13 лет, и бат-мицва празднуется, когда девочке исполняется 12 лет. Этот день рождения отмечается в синагоге. Все приходят нарядные, и ребенка вызывают к чтению святой Торы, написанной вручную на свитке пергамента и в кожаном переплете. Таким свиткам иногда бывает больше трехсот лет, они – свидетели десяти поколений евреев. И вот когда вызывают мальчика или девочку, то в этот момент называют их двойное имя, а также называют имя их отца. К бар- и бат-мицве начинают готовиться задолго – за один-два года, берут учителя, который обучает ребенка святому языку, на котором написана святая Тора, интонацию, с которой требуется ее читать.
В иудаизме запрещено изображать (рисовать, вырезать по дереву) какие-либо образы. Поэтому ни в синагоге, ни дома не может быть ни икон, ни скульптур. Есть Слово Божие, которое обладает огромной силой воздействия и которое вечно. Но в то же время у евреев не принято говорить, верующий ты или не верующий. Очень сложно услышать объяснение, что же есть Бог. Стараются, чтобы ребенок понимал образ жизни: какие есть праздники, какие посты, что евреи едят, как одеваются. Это знание могут дать не только родители, но и садик, и воскресная школа, и детские лагеря.
Приобщать к вере малышей начинают рано. В синагогу часто приходят с маленькими детьми, приносят даже годовалых малышей. Ведут они себя здесь очень вольготно, смеются, носятся. Все взрослые сосредоточены, серьезно молятся, а среди детей – шум, беготня. Считается, что это большая радость, когда дети посещают синагогу.
Уже с двух лет им показывают картинки не только с русскими буквами, но и с буквами святого языка, а наряду с русскими сказками рассказывают особые еврейские истории-сказания нравоучительного характера. Воспитание проходит в семье. Если ребенок видит, как родители накануне субботы, в пятницу вечером красиво одеваются, вдруг перестают ругать друг друга и все вместе садятся за стол, то малыш сразу понимает, запоминает, что суббота – это праздник. И только потом, когда подрастет, он осознает, что такое субботний день и почему это праздник.
Ребенок видит, как родители постятся, и пытается им подражать. Если в обычный день он ест шоколад, то в день поста выпьет стакан сладкого чая, и все. Хотя бы так. Становясь старше, подросток начинает понимать, что пост – это не просто ограничение в еде, но возможность унять гордыню и скромность во всем, и довольство самым необходимым.
Понятия об исповеди в иудаизме нет, но есть такой праздник, который называется Судный день. Раз в году, во время строгого поста все евреи собираются в синагоге и в течение дня перечисляются все возможные преступления. Все произносят их вслух. Считается, что все евреи вместе – как одно тело, как один человек. Поступки одного отражаются на всех. И дети молятся, прося о прощении того, кого даже не знают.
Есть ли какое-то отличие в воспитании именно еврейских детей? У нас основа всего – это семья. А отсутствие семьи и тем более развод – это страшный грех. В другой раз жениться и выйти замуж этой паре будет очень и очень непросто. Сегодня в еврейской семье все имеют равные права, зачастую глава семьи – это женщина. У нее все деньги, власть, и все ее слушаются, потому что она – хранительница домашнего очага.