Около 988 г. произошло знаменательное для российской истории событие — Крещение Руси. Киевский князь Владимир повелел всем жителям стольного града Киева придти в назначенное время к берегам Днепра. Тогда крестили всех — старых и малых, мужчин и женщин. Вот как описывается это событие в «Повести временных лет»: «…послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»… На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными (т.е. греческими, прибывшими на Русь вместе с женой Владимира царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II — прим. ред.) и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь… некоторые держали младенцев… попы же, стоя, совершали молитвы». Так христианство (точнее, одна из христианских конфессий — православие) стало на Руси государственной религией, каковой и оставалось вплоть до известных всем событий, в результате которых в России установилась советская власть. В советские времена по понятным причинам крещеных было мало, да и не слишком они афишировали этот факт своей биографии. Младенцев, как правило, крестили бабушки, а то и прабабушки, «увозом», тайно от всех — порой даже от родителей ребенка. Сейчас мы, пожалуй, переживаем что-то вроде нового витка спирали. Государственной религии у нас в стране нет, но государственную идеологию (в той мере, в какой она вообще существует) враждебной православию уже не назовешь. Скорее наоборот. За одной крайностью нередко следует другая. Буквально пятнадцать — двадцать лет назад крестить своего ребенка было опасно. Теперь это принято (можно было бы сказать «модно», но не хочется употреблять это слово в приложении к церковному таинству). С вопросом, как окрестить младенца, к всезнающим «церковным старушкам» обращаются люди, очень далекие от церковной жизни, — даже неверующие. Что сама Православная Церковь думает об этом? И в чем, собственно, суть православного таинства крещения? На эти и другие вопросы корреспонденту нашего журнала ответил протоиерей Александр Борисов, настоятель московского храма святых бессребренников Космы и Дамиана.
— Отец Александр, не секрет, что последнее время среди родителей, решивших крестить своего ребенка, много людей нецерковных, а нередко и просто неверующих. Одно из наиболее распространенных объяснений: «на всякий случай: хуже не будет, подрастет — разберется». Что вы скажете такой маме — крестить ей ребенка или нет? — Крестить, конечно. Но это крещение должно стать для мамы ответственным решением, принимаемым за ребенка, первым шагом на ее новом пути, когда она дает Богу обещание не только крестить своего ребенка, но и дать ему после крещения православное христианское воспитание. Крестить и тут же забыть об этом — то же самое, что записать ребенка в школу, а потом его туда не отправлять. Понятно, что сознательным христианином такой ребенок не станет. Ведь таинство крещения — это таинство вступления в Церковь. Таинство, в котором Господь своей милостью избавляет нас от действия первородного греха. Крещение совершается уже много веков, как над взрослыми, так и над детьми. Понятно, что в первой Церкви крестили по большей части взрослых, однако есть косвенные указания на то, что крестили и детей. Например, говорится, что апостол Петр крестил сотника Корнилия и весь его дом, а апостол Павел крестил темничного стража и весь его дом, — по всей видимости, дети там тоже были. Но, во всяком случае, так или иначе, сложилось так, что сейчас мы крестим и взрослых, и детей. Я всегда говорю о том, что необходимо присутствие в жизни христианина четырех элементов. Во-первых, молитва. Второе — это чтение слова Божия — Ветхого и Нового Завета. Третий обязательный элемент — участие в жизни Церкви. Без Церкви не может быть христианина, как не может быть школьника без школы, студента без вуза и т.д. И, наконец, четвертое — христианский образ жизни. Жизнь по заповедям: не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать своих, люби ближнего своего, как самого себя. Эти четыре элемента должны присутствовать в жизни и взрослого, принявшего таинство крещения, и родителей, которые крестили своих детей не просто для галочки, а именно для того, чтобы дать им нравственные ориентиры в жизни. — Обязательно ли, чтобы родители крестимого младенца сами были крещеными людьми? — Конечно, это крайне желательно. Иначе как они будут давать ребенку то воспитание, о котором мы только что говорили? Однако даже если родители сами не крещены, то все равно не следует отказывать им в крещении ребенка. Дело в том, что при внимательном и доброжелательном отношении со стороны священника к таким родителям совершение таинства крещения над ребенком может стать мощным духовным воздействием и на самих родителей. Они могут начать всерьез задумываться и своей собственной судьбе и постепенно придти к вере. Напротив, отказ в крещении в такой ситуации может на много лет оттолкнуть всю семью от Церкви и от веры вообще. — Необходимо ли согласие на крещение обоих родителей ребенка? — Да нет. Если в связи с этим возник какой-то конфликт, родители сами могут решить его. Конечно, долг священника помочь советом и моральной поддержкой тому из родителей, который желает крестить ребенка, помочь ему выбрать правильную линию поведения, чтобы крещение ребенка не стало яблоком раздора, а, наоборот, послужило положительным духовным импульсом для неверующего супруга. — Но в конфликт вы не вмешиваетесь? — Нет, конечно. Как правило, сейчас по этому поводу не возникает таких уж непримиримых споров. Тот из родителей, который выступает инициатором крещения ребенка, как правило, добивается хотя бы пассивного согласия своего супруга. — А как быть в случае, если супруги исповедуют разные религии — скажем, жена — христианка, а муж — мусульманин? — Я бы посоветовал, относясь с уважением к вере супруга, при этом все-таки настоять на своем праве дать ребенку христианское воспитание. А вообще-то это проблема очень сложная и деликатная. Важно быть хорошей женой и хорошей матерью и найти способ убедить мужа, что от всего этого будет только хорошо, что плохого ничего не будет. — Как бы вы прокомментировали ситуацию, противоположную приведенной мною в начале: я знаю людей верующих и посещающих храм, которые не считают себя вправе крестить своего ребенка, поскольку полагают, что таким образом навязывают ему собственное вероисповедание, лишая его возможности принять впоследствии самостоятельное решение. Фраза звучит та же: «вырастет — разберется», однако смысл в нее вкладывается прямо противоположный. — Ну, это позиция, конечно, редкая… — Тем не менее, она сейчас встречается. Я сама сталкивалась с подобными случаями. Как правило, такой позиции придерживаются люди, принявшие крещение во взрослом возрасте после долгих и порой мучительных раздумий. Они хотят, чтобы их ребенок тоже прошел этот путь сознательно. — Я думаю, такие родители сами все же не практикуют церковной жизни. Зачем заставлять ребенка повторять путь большинства советских людей? Ведь мы уже, слава Богу, живем в других условиях. Согласитесь, все мы стараемся передать ребенку все лучшее, что у нас есть. Разве вера не есть наиболее ценное наше достояние, которое следует в первую очередь передать детям? — В связи с этим возникает вопрос: крещение младенцев (а не взрослых людей, способных принимать сознательные решения) для Православной Церкви просто традиция, или это связано с догматическими моментами? — В Символе Веры мы исповедуем веру «во едино крещение во оставление грехов». Речь идет не только о сознательных грехах, совершаемых взрослыми людьми, но и о власти первородного греха. Я заметил, что, когда исповедуешь человека некрещеного и человека, который был крещен в детстве, но не получил никакого христианского воспитания, все-таки ощущается огромное духовное различие в состоянии таких людей. Второй из них лучше и глубже понимает, что такое грех, обладает каким-то внутренним чувством благоговения и смирения. Словом, разница, несомненно, чувствуется. Я склонен объяснять это все-таки благодатным действием таинства крещения, которое такой человек получил во младенчестве. — Какое значение придается наречению имени? Почему именины часто называют днем Ангела? Сколько может быть именин у крещеного человека? — Ангел в переводе с греческого — вестник. Святой, в честь которого называют ребенка, является для него вестником воли Божией, примером христианской жизни. В православной традиции ребенку дается только одно имя. Таким образом, день памяти данного святого и является для крещеного человека днем его Ангела, небесного покровителя и молитвенника за него пред Богом. — Я слышала, что мать не входит в храм в течение сорока дней после родов. Это какой-то канонический запрет? — Нет, это не запрет. Имеется в виду, что всякое истечение есть признак нездоровья. Поэтому традиционно через сорок дней после родов матери читается молитва на вхождение в храм и происходит ее первое после родов причастие. — То есть до сорока дней ребенка не крестят? — Нет, крестить можно хоть через две минуты после рождения. А вот мать причащается через сорок дней. — Как вы считаете, в каком возрасте лучше крестить младенца? — Я думаю, что если ребенок родился слабеньким и больным, крестить нужно как можно раньше, чтобы он не ушел к Господу некрещеным. «Страха ради смертного», то есть при реальной угрозе жизни ребенка, крестить может любой крещеный человек — акушерка, медсестра, кто-то из находящихся рядом. Любой водой. С произнесением формулы: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь». И ребенок будет крещеный. Если опасность благополучно минует и ребенок останется жив, все, что не смог совершить крестивший его человек, совершает священник — кроме произнесения этой формулы. И дальше ребенок включается в жизнь Церкви. — А если ребенок здоров? — Если ребенок здоров, крещение совершают обычно по истечении второго месяца. Лучше с этим не затягивать, потому что ребенка в два-три года привести не всегда легко: он может попросту испугаться незнакомой обстановки и странных, на его взгляд, действий взрослых. — Наивный вопрос, но, насколько я знаю, интересующий многих. Откуда берется вода в купели? — Просто из водопровода. Мы, как правило, воду подогреваем. Есть, правда, сторонники крещения детей в ледяной воде, но мне кажется, это слишком сильный физический шок для малыша. Впрочем, дело ведь не в том, откуда берется вода. Дело в нашем доверии Богу и решимости воспитывать детей в православной христианской вере. — О крестных. У младенца должно быть двое крестных? — Желательно двое. Если сложилась какая-то исключительная ситуация, достаточно одного, но тогда лучше того же пола, что и младенец. Если и такой возможности нет, значит крестит тот крестный, которого смогли найти родители. Важно, чтобы крестные не были между собой близкими родственниками — например, супругами. В роли крестных могут выступать родственники ребенка: бабушка, тетка и т.п. — Какова роль крестных родителей? — Роль крестных так же важна, как и роль родителей. Конечно, они не бывают с ребенком постоянно, но, тем не менее, они должны молиться о своих крестниках, помогать их родителям духовно, в воспитании ребенка, да и материально при необходимости тоже. Они ответственны за духовное воспитание своих крестных чад. — Есть такая традиция, что крестные отец и мать ребенка не могут вступить между собой в брак. Это чем-нибудь обусловлено? — Считается, что они связаны узами близкого духовного родства, которое не должно пересекаться с родством физическим. Я думаю, драматических коллизий всегда можно избежать. — Насколько я знаю, католики крестят детей сразу после рождения, так же как и православные, но к первому причастию дети приходят в сознательном возрасте, предварительно пройдя наставление в основах христианской веры. — Что ж, это неплохо, конечно. У нас нет первого причастия, аналогичного католическому: детей причащают сразу же после крещения. Но есть первая исповедь, к которой ребенка, конечно, надо готовить. Здесь тоже все зависит от родителей… — То есть в Православной Церкви первая веха в религиозной жизни ребенка — первая исповедь и подготовка к ней? — Да, первая исповедь фактически соответствует католической практике конфирмации. — Возраст ребенка, приходящего к своей первой исповеди, оговорен четко — семь лет, или это зависит от индивидуальных особенностей ребенка? — Иногда бывает позже, но уж во всяком случае не раньше. Надо, чтобы ребенок понимал, что такое грех, что такое прощение… — Как бы вы оценили соотношение между числом крещаемых младенцев и взрослых? — Примерно поровну. — А между мужчинами и женщинами? — Мне кажется, женщин немножко больше. Ну а что касается возраста, конечно, больше людей среднего возраста — просто потому, наверное, что это самая многочисленная возрастная категория нашего населения. Но нередко приходят и люди очень пожилые. Мы в нашем храме крещению всегда стараемся предпослать катехизацию, т.е. обучение основам вероучения. Раз в неделю проходят лекции, на которых объясняется Символ веры, Ветхий и Новый Завет. Занятия продолжаются и после принятия обучаемыми таинства крещения — с тем, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви. — Большое спасибо, отец Александр, за то, что уделили нам время и подробно рассказали о таинстве крещения. Уверена, что это будет интересно и полезно многим нашим читателям. — Я желаю вашему журналу успеха. По-моему, это журнал очень для нас нужный, важный. И будущим матерям, и будущим отцам надо иметь какой-то печатный орган, из которого они могли бы черпать оперативную информацию обо всем, что связано с важнейшей в нашей жизни проблемой — проблемой продолжения человеческого рода. И нужно, чтобы это издание объединяло в себе и медицинские знания, и знания духовные, потому что ясно, что в эстафете жизни люди передают своим детям не только свои гены, но и свою веру, свою культуру.