На этот вопрос многие родители отвечают утвердительно, если ребенок уже читает и хоть немного умеет писать. И абсолютно не обращают внимание на то, что он, например, неусидчив, недостаточно внимателен, не может наизусть выучить стихи… Так значит: готовность к школе - это не только "читать и писать"? Давайте разберемся в том, как эта готовность оценивается современными психологами. Сразу отметим, что выделяется 3 компонента: 1/ физическая, 2/ психологическая, 3/ социальная готовность.
Под физической готовностью подразумевается уровень физического развития: рост, вес, объем груди, мышечный тонус, соответствие нормам физического развития; состояние здоровья.
Почему это так важно?
С одной стороны - повышение учебных нагрузок, с другой стороны - снижение возраста приема детей в школу, а все вместе приводит к развитию стрессов. Нарушения режима, дефицит сна, уменьшение двигательной активности способствуют распространенности среди детей нервно-психических нарушений. Практика показывает, что у таких детей наблюдаются трудности в обучении.
Самое сильное негативное влияние на здоровье ребенка оказывает, так называемый, стресс ограничения времени. В последние годы в школе используют скоростные (временные) характеристики: быстрее читать, быстрее писать, считать. И ребенок, не соответствующий таким требованиям, просто списывается в коррекционные классы, становится неуспевающим.
Кроме того, школа оказывает и непосредственную физическую нагрузку: 4 урока по 45 минут (но и по 35-40 минут) нужно, набравшись терпения и проявив волю, высидеть в одной позе. А там дополнительные занятия, или другая школа (музыкальная, художественная и др.)….. Каким же физически нужно быть подготовленным, чтобы выдержать такую нагрузку? Понимаешь, насколько правы американцы, создавшие такие условия обучения детей начальных классов, когда последние могут и полежать на паласе прямо в классе и пересесть в мягкое кресло на некоторое время (например, во время слушания читаемого текста), и пересесть за парту, стоящую поближе к доске и т.д.
Рассмотрим теперь, что такое психологическая готовность к школе. Под психологической готовностью понимается наличие у ребенка запаса конкретных знаний об окружающей жизни, умение и желание их получать (т.е. достаточное развитие мышления, памяти, внимания, речи). Кроме того, очень важно, чтобы ребенок мог управлять своими, особенно, негативными эмоциями, был дисциплинированным и организованным.
Еще один вид школьной готовности выделяют психологи: так называемая социальная готовность - это умение общаться, адекватно вести себя в присутствии чужих детей и взрослых, чувствовать себя спокойно и уверенно, - т.е. ребенок должен быть готов принять на себя новую социальную роль "ученика".
Таким образом, мы видим, что готовность к школьному обучению включает многие компоненты, и отставание в развитии хотя бы одного, может повлечь за собой отставание других.
Неготовность к школе вызывает трудности в учебе буквально с первых дней. В результате - резко снижается интерес и желание учиться. Ребенок постепенно "забрасывает" учебу, начинает прогуливать, а там - сомнительные компании, вредные привычки - т.е. то, что легко дается и не требует умственного и физического напряжения.
Как не допустить этого? Ответ прост: нужно еще в дошкольном возрасте готовить своего ребенка к школьному обучению. А как готовить? На что обратить особое внимание? На эти вопросы должна ответить диагностика готовности к школьному обучению, по результатам которой определяют, в каком классе (гимназическом, обычном, коррекционном) может учиться ваш ребенок, нужна ли отсрочка начала обучения еще на один год, в какие дополнительно кружки и секции можно записать ребенка в соответствии с его склонностями и др.
В Клинике доктора Мышляева, где я работаю, проводится комплексная диагностика детей, включающая четыре вида: ортопедо-неврологическая экспертиза оценивает уровень физического развития. Опытный врач-невролог определит и неврологический статус, выявит все возможные нарушения нервной системы. психолого-психиатрическую диагностику проводит медицинский психолог, который с помощью разнообразных тестов, диагностических методик изучит склонности и способности ребенка, черты характера; оценит психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Психиатрический статус позволит определить нормальное развитие, задержанное или недоразвитие, и сделать прогноз на дальнейшую жизнь. речевая диагностика - это метод исследования речи, направленный на выявление коммуникативных навыков (т.е. готовности и умения общаться). Здесь оценивается и произношение звуков, и фразовая речь, и интонационная выразительность ее, и многие другие компоненты. одним из важных способов обследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод исследования биотоков мозга, с помощью которого оценивается степень зрелости мозга. ЭЭГ может выявить недоразвитие нервных клеток, нарушение функций отдельных участков мозга и др. Этот метод исследования абсолютно безвреден для ребенка (и взрослого), а информацию дает исчерпывающую.
Почему комплексная диагностика? Да потому, что человек - целостная система и не бывает так, что "думаем "очень хорошо", а говорить "не умеем совсем" (цитирую родителей), или: ребенок гипервозбудимый, неуравновешенный, неусидчивый, но виноват в этом учитель. Так не бывает. Понять нужно одно, что только зная все положительные стороны своего ребенка и его недостатки, можно во-время (т.е. в раннем или дошкольном возрасте) помочь ему, а затем, выяснив круг его умственных и физических возможностей, определиться со степенью готовности к школьному обучению.
Мне часто приходится выступать на родительских собраниях в школах. Сразу же скажу, что родители поднимают однотипные вопросы относительно своих детей: плохая переключаемость, быстрая утомляемость, трудности овладения чтением и письмом, долгое и мучительное, но безрезультатное заучивание правил, текстов. Все эти, так называемые, "школьные трудности" можно предотвратить в дошкольном детстве, но зная особенности развития своего ребенка.
А родители дошкольников чаще спрашивают педагога о том, можно ли научить читать с двух лет? по каким Прописям лучше заниматься с трехлетним ребенком? зачем в 5 лет отдавать ребенка в детский сад, если ему и так очень хорошо с няней (всегда под присмотром, накормлен, одет)?
Дорогие мои родители, поймите, что всему свое время: в дошкольном детстве ребенок должен накопить наглядные, конкретные, реальные представления об объектах и явлениях нашей жизни, овладеть практическими навыками действий с предметами, а не изучать абстрактные иероглифы, которые изобрело человечество и назвало их буквами. Гораздо важнее развивать руку ребенка, используя мозаику, конструкторы, лего, нежели сразу же начинать его учить писать, да еще и способом, который не применяется в школе. Больше внимания следует уделить именно физическому развитию, овладению всеми видами движений (ходьба в разных вариантах, бег, прыжки, подскоки, т.д.), что нацелено в итоге на выработку силы и выносливости; воспитанию организованности, инициативности и самостоятельности.
Заканчивая сегодня наш разговор скажу, что в Клинике доктора Мышляева занимаются не только диагностикой, но и коррекцией выявленных нарушенных функций: физических, психических и речевых. Опытные тренеры, психологи, дефектологи, логопеды - специалисты, имеющие по два высших образования, кандидаты наук окажут профессиональную помощь вашему ребенку. Здесь не лечат лекарствами, а проводят специальные занятия, на которых занимаются физическим развитием, вырабатывают навыки адекватного поведения, учат общаться и владеть основами детской риторики.
Заместитель директора по коммерческой работе Шитов В.И.