Приближается весна, не за горами апрель. Для психологов, занимающихся диагностикой возрастного развития, это означает, что все чаще к ним будут обращаться родители старших дошкольников (детей 5-6ти лет) с вопросом: стоит ли отдавать ребенка в этом году в школу, готов ли он к обучению.
- А если уже пишет, читает, изучает язык и здорово рисует. Но ему только 5 лет.
- А если почти 7, но школьным навыкам решили не обучать, чтоб не скучал на уроках в классе. Срочно обучить или не торопиться?
- А если разница между братьями-сестрами полтора года: пять с половиной и семь. Может быть отдать в один класс?
- А если вспитательница предупредила: завтра придут психологи проводить диагностику школьной готовности. Что они будут проверять? Можно ли к этим тестам ребенка быстро подготовить? Нужно ли его готовить?
Чтобы легче ориентироваться в требованиях, предъявляемых малышу на многообразных диагностиках-тестированиях-проверках-вступительных экзаменах, надо помнить, что готовность Вашего ребенка к школьному обучению определяется тремя факторами.
I. Может ли он регулировать свое поведение в соответствии с внешними требованиями? Другими словами, сможет ли слушаться учительницу, вовремя брать ручку, открывать нужную тетрадку? Усидит ли он на месте в классе, если что-то интересное привлечет его внимание за окном или в коридоре?
Такая способность ребенка следовать правилу формируется у него в течение дошкольного детства. И Вы сами можете проверить, есть ли уже у малыша эта способность или нужна помощь специалиста в ее формировании.
Помните, как в детстве мы играли во дворе в "Барыню": "Вам барыня прислала 100 рублей..." Если нет, то замените мудреную "барыню" простой игрой "Да и нет не говорить". В ней водит взрослый, он объясняет ребенку правила и задает вопросы. Правила просты: "Мы сейчас будем играть в игру. Я буду тебя о чем-нибудь спрашивать, а ты отвечай. Только слова "Да" и "Нет" говорить нельзя. Качать головой, обозначая "Да" и "Нет" тоже нельзя"
Дальше ведущий задает вопросы, провоцирующие ребенка дать запрещенный ответ: "Тебя Петя зовут?", "А брат у тебя есть?" "На тебе сейчас джинсы?" и т.п. Если ребенок справляется с инструкцией и удерживается от ответов "Да" и "Нет", заменяя их полными ответами: "Меня зовут Маша", "У меня есть сестра", "На мне юбка", значит ребенок может регулировать свое поведение в соответствии с правилами. По крайней мере в игре. Но слушаться правил в игре всегда легче, чем в жизни. Удастся ли ему это в школе, должен проверит специалист.
P.S. После такой игры обязательно поменяйтесь ролями. Пусть теперь "водит" он. Это всегда полезно.
II. А в школу-то он хочет? А если хочет, то почему? Это не праздный вопрос. От ответа на него завивит, насколько спокойным и удовлетворенным будет чувствовать себя малыш в школе. Обманет школа его ожидания или будет им соответствовать - это обязательно скажется на качестве учебы. Другими словами, определяя, готов ли Ваш дошкольник к обучению, необходимо учитывать его мотивацию.
Сделать это самостоятельно сложно, потому что ко времени вступления в дошкольное детство ребенок уже становится довольно сложной личностью. Его мотивы многообразны, а желания подчас противоречивы. Специалист поможет разобраться в этих сложностях и ответить на вопрос о мотивационной готовности к школе.
III. Если Вы с помощью специалиста установили, что малыш может управлять своим поведением и хочет идта в школу, движимый адекватными мотивами, надо обратить внимание на то, вооружен ли он подходящим инструментом для освоения новой для него школьной реальности. Т.е. необходимо учитывать готовность мышления ребенка к решению задач обучения.
Такая готовность не сводится к умению читать и писать. Обращаясь к психологу с запросом на диагностику когнитивной готовности (т.е. готовности мышления, памяти, внимания) надо понимать, что эта сфера у ребенка очень пластична и легко поддается коррекционным и развивающим воздействиям. Поэтому вовремя и правильно проведенное обследование ребенка поможет Вам выбрать приоритетные направления развивающих занятий.
Дорогие родители, пожалуйста, помните, что Вы выпускаете малыша в новую для него жизнь. Этой новой, школьной жизнью он будет жить ближайшие 10 лет. Задумайтесь: половину своего дня он теперь будет проводить в школе. От того, насколько подготовленным он туда пойдет, будет зависеть насколько успешным, реализованным, удовлетворенным, спокойным он будет чувствовать себя. Уделите этому внимание сейчас и Вы избежите многих проблем с обучением в будущем. Унжина Алена