С каждым днем Вы все ближе к новому витку в Вашей жизни и жизни Вашего ребенка. Сейчас очень быстро пройдет весна, прощание с детским садом, затем стремительно пролетит лето и… наступит первое сентября. Я уже представляю как Вы с ребенком, красивые, нарядные, немного волнуясь, подходите к школе. «Что ждет там?» - думаете Вы. «Как там будет, в школе?» - думает Ваш первоклассник. Но это во многом зависит от того, насколько Вы и Ваш ребенок готовы к этой самой школе. Давайте поговорим о том, что же такое школьная готовность.
При переходе из детского сада в школу жизнь ребенка (а, следовательно, и Ваша) меняется кардинально.
Во-первых, до этого он был просто ребенком, обычным дошкольником. Многое в его поведении списывалось на то, что он еще маленький, наши требования были очень относительны и т.д. Теперь малыш-дошкольник будет учеником. То есть меняется его статус, а значит и отношение к нему со стороны окружающих.
Во-вторых, у ребенка полностью изменится окружающая обстановка: свободное групповое помещение детского сада теперь сменит класс с партами, учительским столом, доской. И уже нельзя будет пропускать занятия, нельзя будет вставать во время урока и т.д.
Меняется еще очень многое…
В связи с этим, уважаемые родители, хочется обратить Ваше внимание на всестороннюю под-готовку ребенка к школе.
Итак, под готовностью к школе понимается тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка. Таким образом, готовность к школе может быть рассмотрена по двум сложным параметрам: физическая готовность и психологическая готовность. Данные параметры всегда взаимодействуют.
В данном случае мы с Вами рассмотрим психологическую школьную готовность. Из чего же она состоит? Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышления). Многие родители ошибочно полагают, что чем больше они в своего ребенка «впихнут» знаний, тем более он будет готов к школе. Уважаемые родители, умножать, делить, понимать Булгакова и Ахматову Вашего ребенка научат в школе, а пока лучше все по возрасту. Личностная готовность – это зрелость системы отношений дошкольника. Среди важнейших отношений, определяющих успешность дальнейшей адаптации в школе: отношение к самому себе («Какое?», - спросите Вы. Не заниженное и не слишком завышенное – адекватное, ответим мы); отношение ко взрослым (подразумевается вежливое отношение, умение обращаться на «Вы», понимание разницы между взрослым и своими сверстниками и пр.); отношение к сверстникам (всегда замечательно, если у ребенка есть друзья его возраста; в этом случае, вероятно, ему не составит больших трудностей влиться в новый коллектив и обзавестись друзьями там. Если среди друзей ребенка только маленький годовалый братик или взрослые тети и дяди, то это повод задуматься); отношение к учению в школе. Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции. Субъектная готовность – это зрелость дошкольника как будущего субъекта учебной деятельности. Что это и какие важнейшие предпосылки учебной деятельности мы выделяем: предпосылки к овладению письмом (хочется подчеркнуть: не УМЕНИЕ писать, а именно ПРЕДПОСЫЛКИ к овладению письмом, важнейшие из них: фонематический слух и тонкая моторика руки); предпосылки к овладению счетом (представление о количестве); предпосылки к овладению чтением; освоение языка как системы принятия и передачи информации. Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения. Т.Е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата. Волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по ее осуществлению, анализировать полученный результат. Коммуникативная готовность – это способность дошкольника адекватно устанавливать контакты со сверстниками, малышами и взрослыми.
Теперь, уважаемые родители, я думаю, Вы понимаете, что не все так просто, и как многие из Вас ошибались, будучи уверены в том, что если ребенок умеет писать и читать – он готов к школе… Высокий интеллект – это еще не показатель того, что в школе все будет хорошо. Сможет ли ребенок влиться в новую среду, найти друзей, не бояться отвечать на уроках и т.д. Наверное, это то, о чем стоит задуматься в первую очередь.
Сейчас у нас с Вами появилась еще одна сложность – реформа образования. И никто толком не понимает, когда отдавать ребенка в школу: в 7 лет, в 6 лет, в шесть с половиной…? Некоторые родители стараются специально отдать ребенка в школу пораньше (кто-то мотивирует это тем, что у мальчика будет время после школы куда-то поступить и не пойти в армию; кто-то, зная, что в этом году набирает класс замечательный учитель, не смотря ни на что хотят отдать свое чадо именно туда и т.д.). В любом случае редко кто задумывается, а готов ли ребенок?
И что же потом? А потом сценарии всегда схожие: у ребенка появляются трудности в учебе, мама с тапком стоит над ребенком, делающим домашнее задание, упрекает его в невнимательности, де еще и добавляет: «Не понимаю, в кого ты у нас такой, мы с папой очень хорошо учились в школе» (и в этот момент ребенок окончательно понимает, что человек он конченный, тупой и что ничего ему не светит…, а если не светит, то и учиться не за чем). Это самый элементарный механизм появления двоечников и неудачников. А главное, это «замечательный» задел на всю жизнь.
Какие трудности могут возникнуть у ребенка, пришедшего в школу:
у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация к школе, у них гораздо чаще появляются различные трудности обучения, среди них гораздо больше неуспевающих именно у таких детей в большинстве случаев отмечаются нарушения состояния здоровья, прежде всего эмоциональной сферы; с началом обучения в школе у значительной части неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, заторможенность, истерические реакции. Трудности в обучении, неуспехи ослабляют интерес к учебе.
Удачи Вам!
Юлия Сергеевна P.S. При подготовке статьи частично использованы материалы из книги И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».