Приход весны – это не только время пробуждения природы, это и время, когда перед многими родителями стоит со всей остротой проблема: какую школу выбрать для своего ребенка? Ведь не секрет, что уже с апреля все мало-мальски уважающие себя учебные заведения объявляют набор в первые классы. Значит, время не терпит, и принимать решение нужно уже сейчас.
На что ориентируются родители, составляя для себя мнение о той или иной школе? На ее специализацию. На ее престижность. На информацию об «изюминках» в организации учебного процесса. И все? Да. К сожалению, многие заботливые мамы и папы в радостном предвкушении сотрудничества со специализированной школой (престижным лицеем, гимназией) не задумываются над вопросом: а насколько комфортным и безопасным для здоровья детей будет обучение в ней? Речь идет не о наличии охранника у входа, который защитит от террористов, хулиганов и наркоманов (хотя и это важно). Речь идет об условиях труда и отдыха детей, которые не менее важны для маленького ученика, чем качественные знания.
Внимательный родитель может многое узнать об учебном заведении, даже не заходя в его здание. Например, обратите внимание площадки для прогулок: оборудованы ли они спортивными снарядами, горками, качелями или же это просто пятачки, покрытые пожухлой травой? А ведь именно здесь Ваш ребенок будет отдыхать в обеденный перерыв (что особенно актуально для школ полного дня, где дети находятся с утра и до вечера) и восстанавливать силы после уроков. Очень важно посмотреть, куда выходят площадки: на оживленную, полную выхлопных газов дорогу или в тихий уютный дворик. От этого зависит уровень шума и чистота воздуха, которым дышит ребенок во время прогулок.
Не полагаясь на информацию «сарафанного радио» о профессионализме и заботливости персонала школы, понаблюдайте, чем заняты учителя (воспитатели) во время прогулки: тесной стайкой стоят спиной к детям и оживленно обсуждают важные для них вопросы или организовывают игры, следят за тем, чтобы никто из детей не получил травму на площадке.
Кстати о травмах. В каждом учебном заведении есть журнал учета несчастных случаев. И у администрации школы нет оснований не показать его Вам. Нет нужды говорить, насколько важна и показательна эта информация.
Итак, представим себе, что вся «внешняя» информация собрана и она нас удовлетворяет. Что смотреть дальше? Зайдя в школу, обращаем внимание на все стенды, родительские уголки и доски объявлений… Нет, не в поисках списков отличников или дипломов в рамках. Ищем скромный листочек с заглавием: МЕНЮ. Посмотрите, насколько питание, предложенное Вашему ребенку, будет сбалансированным, питательным и разнообразным. Хорошо бы поинтересоваться у диетсестры (найти ее можно в столовой или медпункте), как организовано диетическое питание в школе вообще и насколько возможны его индивидуальные вариации. Раз уж Вы все равно зашли в столовую в поисках ответственного за питание, посмотрите на внешний вид этого помещения: эстетическое оформление, чистота, уют. Хорошо бы убедиться в том, что существует график приема пищи учениками школы (обычно он висит у входа). Прочитав его, вы будете спокойны: идя на обед или второй завтрак, ваш малыш не будет сметен с дороги спешащими старшеклассниками и ему не прийдется стоять в огромной очереди в буфет.
Итак, столовую мы рассмотрели. Куда идти дальше? Ну конечно в класс. А попутно заглянем расписание, которое обычно размещают на большом стенде в вестибюле школы. Допустим, Вы не специалист и не знаете, сколько уроков математики и языка в неделю должно быть в каждом классе. Но вы можете точно определить, насколько это расписание соответствует санитарным требованиям. Что имеется в виду? Посмотрите, не перегружен ли будет Ваш ребенок, обучаясь в данной школе: обратите внимание на количество уроков каждый день, посмотрите, не поставлены ли уроки физкультуры сразу же после обеда или после завтрака (попробуйте побегать на полный желудок) , не получается ли так, что в самое продуктивное время (9-11 утра) проводятся уроки музыки, физкультуры, хореографии, а математику и языки дети изучают на последних уроках, уставшие и рассеянные? А для школы полного дня актуальным будет вопрос: предусмотрено ли расписанием для учеников (начиная с 3 класса) время для выполнения домашних заданий.
И вот, наконец, класс, в котором будет учиться ваш малыш. Наверное, он светлый, просторный, в нем есть место для игр на переменах (в идеале – ковер, игрушки, конструкторы)? Несомненно, парты имеют разную высоту (ведь у дети разный рост). На окнах – аккуратные шторы, которые могут защитить от слишком яркого солнца...
Все так и есть? Значит, Вы пришли туда, куда нужно. Здесь маленькому ученику будет хорошо и комфортно. Обучаясь в этой школе, Ваш малыш будет не только очень образованным, но и здоровым. Что не менее важно.