Собравшись в дорогу, вместо пирогов и холодной телятины я хотел бы запастись книгою.
А.С.Пушкин
Здравствуйте, уважаемые родители! Как часто Вы задаёте себе вопрос - учить или не учить дошкольника читать? Уверены, что многие из Вас даже не сомневаются в необходимости обучения этому навыку. Каждый родитель знает, что раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель – обязательно научить чадо грамоте, да еще, желательно, в кратчайшие сроки. Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, забывая про то, что малыша надо развивать всесторонне.
Так когда же начинать обучение чтению – в пять, в три, а может быть и в год? Начинать можно в любом возрасте – хоть с пеленок. Важно понять, какую задачу мы ставим.
Если начать учить ребенка в один годик, то, в первую очередь, это будет большим стимулом для развития мозга. Малыш лучше овладевает речью, более чисто начинает говорить, больше интересуется произнесением слов. Проходит время и вдруг в два годика ребенок совсем отказывается заниматься с книгой. А все потому, что как игра, чтение себя уже исчерпало, а необходимостью еще не стало.
Начав обучать ребенка в два года, мы улучшим речь малыша, логику, внимание, память. А вот интересно ли будет ему и дальше заниматься чтением, во многом зависит от его характера и фантазии мамы. Ведь надо будет каждый раз выдумывать что-то интересное, чтобы увлечь ребенка игрой со словами и буквами.
Обучая трехлетку, мы добьемся общего развития – речь, мышление, логика... В этом возрасте на обучение может уйти две недели, а может, и полгода. Все зависит от выбранной Вами методики. Трехлетний малыш уже может интересоваться детскими журналами, интересными и яркими книгами, осваивать простые книжки, где на странице одна картинка и одно предложение, разглядывать картинки в энциклопедиях и читать к ним подписи. В лучшем варианте через полгода малыш сможет читать короткие тексты.
Учить ребенка старше четырех лет можно по любой методике. По времени это также может быть от нескольких дней до нескольких месяцев. Здесь важно отметить, что имеется в виду не беглое чтение, а умение читать незнакомые слова.
Как же начинается первое знакомство с буквой? Ребенок сначала рассматривает какие-то «узоры» – буквы, они ему интересны, вызывают любопытство. Но запомнить он их не стремится. Запоминание буквы начинается после того, как взрослый регулярно называет их ребенку.
Малышу помогают и сравнения буквы с предметами – «О» – бараночка, руль, «В» – как очки.
Ребенок запоминает названия букв так же, как и названия предметов, которые его окружают. Практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3,5 года способны научиться читать отдельные слова.
Важно отметить, что для детей до четырех лет категорически не подходят азбуки и буквари, книжки, обучающие читать. В первую очередь, малыш должен играть, а уже в игре обучаться. И тут помогут мастерство обучающего и его фантазия. Очень важно, чтобы обучение проходило в игре.
В 2 – 3 года можно знакомить ребенка с буквами лишь по желанию самого малыша, в 5 – 6 лет ребенку будет намного легче овладеть грамотой. И, конечно же, главное, чтобы родители не форсировали усвоение грамоты всеми средствами. Бессмысленное «натаскивание» 2–3-летнего ребенка сопряжено для него с известными нервными нагрузками и может только помешать последующему обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте. Развитие интеллектуальной деятельности ребенка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и десяти цифр в период 2-3 лет.
Дорогие родители! Давайте выясним, для чего Вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для Вас: «Все обзавидуются!» или «Мой ребенок – гений!», то лучше вообще не начинать, потому что Вы просто замучаете своего малыша. Ведь важно не только то, чтобы ребенок научился читать, но и любил это делать. Поэтому мы должны уже с малых лет воспитывать грамотного и заинтересованного читателя.
Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста, а не только обучающие азбуки и буквари.
Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Исследователями было доказано, что красочное оформление книги положительно влияет на развитие мозга ребенка. Часто эти книги сделаны из моющих материалов, они гигиеничны, легки, их, не боясь, можно давать ребенку уже в 2-3 месяца.
Подрастая, маленький читатель получает другие книги: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок не будет бояться нечаянно разорвать страницу или измять книгу.
В личной библиотеке хорошо бы иметь разные виды и жанры детской литературы – прозу, поэзию, драматургию, рассказы, сказки, стихи, повести, романы-сказки. Здесь должны быть собраны и народные сказки, и русские, и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки.
Собирайте в детской библиотечке книги разнообразного содержания: произведения из жизни ребёнка или семьи, природоведческие, книги о детских играх и игрушках. С раннего возраста ребенку надо показывать многообразие жизни.
Ну вот, пока Ваш малыш растет, он больше любит слушать, когда Вы читаете ему. Но скоро он сам начнет проявлять интерес к буквам, а не только к картинкам. И вот Вы уже хотите начать учить малыша читать. Что же выбрать, какой методике отдать предпочтение? Полки магазинов в последнее время ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое, а, самое главное, беспроблемное обучение чтению. В следующих статьях мы поговорим о том, с чего начать, что же выбрать, как помочь нашему маленькому любознательному человечку постичь эту науку – чтение.
Логопед детского сада «ЛУЧиК» на Остоженке Королёва Юлия. Источник:lychik.ru