Не секрет, что человеку нужны не только крылья, но и корни – свое место, свое пространство, которое он контролирует и отождествляет с собой. Понятие своей территории пришло к нам из этологии – науки о поведении животных. Все живые существа в природе имеют свой укромный уголок, который охраняется от посигновений чужих одинаково рьяно, независимо от того, является ли он местом постоянного жительства или лишь временным пристанищем. Также и людям необходимо свое место, где можно укрыться от посторонних глаз, снять «маску», отдохнуть, погрустить или помечтать о чем-то своем, чем не хочется делиться с другими. Но личное пространство это не только физическая территория, ограниченная количеством комнат в квартире, это и некая «частная зона» человека. В английском языке этот феномен обозначается понятием «privacy», его эквивалента в современном русском языке нет. Существует устаревшее словечко «приватный», т.е. частный, которое мы можем найти, обративший к словарю Даля. Из послереволюционных изданий толковых словарей русского языка данное понятие уже исчезло. Психологи эту частную зону называют приватностью, включая в нее кроме территории также неприкосновенность своих вещей, привычек, вкусов, действий, своих эмоциональных состояний и т.д. На работе нас «греют» любимый фикус и фотография близких, что в психологическом смысле маркирует пространство как ваше собственное и позволяет чувствовать себя комфортнее. Дома у каждого из нас есть пространство и вещи, закрепленные за членами семьи – папино место за столом, мамины книги, стол старшей сестры или игрушки брата. Но, к сожалению, именно детскую потребность в увеличении личной свободы и пространства чаще всего игнорируют взрослые.
Процесс отделения от родителей
Первые попытки отделения от матери ребенок предпринимает в возрасте 2-х лет, он то убегает, то возвращается и плачет, не зря психологии называют этот период «автономия с оглядкой». Ребенок пробует себя и маму, на какое расстояние он может отойти как пространственно, так и психологически. 3 года – официальное начало громкого, бурного отделения от родителей. Это время становления самосознания ребенка, отстаивания своего «Я», а значит и потребности в приватности. Малыш старается показать себя абсолютно самостоятельным, таким образом, отстаивая свое личное пространство. В этом стремлении все его поведение может идти вразрез с тем, что предлагает взрослый. Этот феномен в психологии называют «негативизмом», он является одним из характерных признаком кризисов. Он носит социальный характер и адресован значимому взрослому. Важно, что при негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Он может отказаться от сладкого, держась за лед кричать, что он горячий и т.д. В этот момент для него самое важное, чтобы взрослые увидели его личность. В этой ситуации важно отнестись к потребности малыша в личном пространстве с полной серьезностью. Следует отметить, что негативизм протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся, во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений. Всегда можно найти вариант, как дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, а родителям выполнить планируемые действия, не нарушая планов на день. Например, готовя утром завтрак, можно спросить у малыша: Что ты хочешь: «Яичницу или омлет?». Для взрослого выбор, в целом, иллюзорен, но ребенку он помогает почувствовать себя значимым и услышанным.
Границы личного пространства
Проблема доверия, уважения личного пространства ребенка часто особенно драматична. Мы ответственны за благополучие наших детей, а это порождает у нас ложное чувство, что нам необходимо знать о них все: что они думают, чувствуют, делают.
Однако вторжение в приватность ребенка или подростка чревато все теми же проявлениями негативизма, а также агрессией, замкнутостью и т.д. Очевидно, что гнев ребенка, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходит далеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха быть наказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку.
Повлиять на моральные нормы наших детей можно, скорее всего тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Лучшее выражение подлинной заботы родителей – предоставление ребенку найти себя в самостоятельных поступках, передача ответственности. Воплотить это на деле можно, только предоставив ребенку что-то такое, что безраздельно принадлежит лично ему, чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет персональную ответственность. Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет. Ситуацию утраты личного пространства мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому.
В таком доме каждый член семьи может в любой момент по какой-то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространства постоянно пересекаются. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняется просто: пространственные контакты непредсказуемы, их интенсивность слишком высока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.
Чтобы этого не происходило, достаточно придерживаться несложной стратегии. Всем членам семьи необходимо заключить негласный договор, по которому каждому отводится определенная личная территория. Не всегда возможно, чтобы это была отдельная комната. Тогда пускай это будет хотя бы уголок, на который кто-то из членов семьи приобретает приоритетные права.
РЕЗЮМЕ:
· Предлагайте ребенку выбор из 2 возможностей, изначально одобренных Вами.
· По возможности выделите малышу комнату/уголок, в котором он может делать все, что захочет: рисовать на обоях, раскладывать игрушки, так как ему нравится и т.д. Но это вседозволенность распространяется только на эту территорию.
· Пускай у Вашего малыша будут личные вещи, которыми он вправе распорядиться по своему усмотрению и за которые несет персональную ответственность.
· Не забывайте, что нарушая чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку.
Статью подготовил психолог
детского сада «ЛУЧиК» на ул. Алабяна
Евстратова Анна
|