Анализ программы по изобразительной деятельности позволит отметить, что в процессе работы с детьми воспитателю нужно решать две группы взаимосвязанных задач.
К первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.
Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании и лепке и аппликации.
Рассмотрим первую, наиболее сложную группу задач, связанных с развитием у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырёх лет очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет.
"Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный характер" (Смольяников И.Ф. Природа в эстетическом воспитании: Кн. для учителя. - М., 1984. - с.63).
Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.
Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так, каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши "ловят" солнечных зайчиков и "собирают" капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зелёным волшебным царством и многое другое.
Региональная и климатическая специфика нашей страны так велика и многообразна, что её нельзя заключить в узкие рамки методических рекомендаций. Поэтому ниже даётся лишь краткий рассказ о том, как должна проходить подобная работа с детьми двух-четырёх лет.
Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого ("Какие красивые цветы!", "Какая замечательная зелёная травка!").
Детское восприятие должно протекать целостно "Красота сама собой влияет на душу, - замечал В.А.Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от листка лепестки и анализировали, в чём сущность красоты" (Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973. - с.187).
Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать дошкольников к искусственному умилению ею. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает её красоту и при этом приобретает не только эстетический, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость стволов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную прохладу опавших листьев и т.п.)
Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Авторам этой методики приходилось наблюдать, как дети 2-3 лет играли с мягкой игрушкой-собачкой. Но это была не просто игрушка. Благодаря таланту художника был создан удивительный образ очень доброго, милого щенка, который смотрел на мир преданными глазами-пуговками, радовался ему и: улыбался. Выражение глаз, поворот симпатичной мордочки, положение ушей и хвоста свидетельствовали об исключительном дружелюбии и желании в любую минуту прийти на помощь.
Но малыши не видели этого и не могли сами увидеть. Дети по очереди играли с собачкой, но чаще всего она подолгу сидела в шкафу игрового уголка.
И вот однажды, наводя в групповой комнате порядок, воспитатель взглянул на собачку и понял, какое это чудо. Воспитатель привлёк внимание детей к игрушке, предложил рассмотреть щенка, дать ему кличку. Малыши погладили пушистую шерстку, потрогали забавные ушки и маленький короткий хвостик, заглянули в глаза-пуговки и поняли, что это очень хорошая, добрая и милая собака. Была придумана кличка - Тузик.
Теперь педагог встречал тех детей, которым очень трудно было расстаться с мамой, только с собачкой в руках. Когда воспитатель, держа Тузика, подходил к плачущему и говорил: "Посмотри, Димочка, как Тузик рад, что ты пришел. Он без тебя очень соскучился. Видишь, щенок улыбается тебе:" - напряжение прощальной минуты исчезало. Прижав к себе Тузика, малыш ощущал ласковую пушистость его шерстки, ловил на себе добрый взгляд доверчивых собачьих глаз, видел его улыбку и начинал верить, что Тузик его действительно ждал и очень его любит, и успокаивался.
При дальнейших рассматриваниях игрушки воспитатель продолжал "открывать" для себя и для детей её новые выразительные особенности: "У Тузика мягкая шелковистая шерстка", - говорил он и предлагал погладить собаку. Касаясь пальчиками шерсти собаки, ребёнок не только выражал этим своё отношение к щенку, но и приобретал первый сенсорный опыт знакомства с фактурой. Забавная, улыбающаяся мордочка игрушки помогала детям осознать, что такое настроение. "Наш Тузик - весёлый, а мишенька - грустный", - говорил воспитатель, и старшие дети понимали это, сравнивая выражение мордочек и глаз обоих животных.
Это свидетельствует о том, что дети способны откликаться на выразительность образа игрушки, передавать отношение к нему - младшие поведением, мимикой, жестом, старшие словом. Однако такой Тузик или какая-то другая выразительная игрушка неповторимы и их нельзя тиражировать в каждый детский сад. Поэтому задача воспитателя - найти среди игрушек, имеющихся в группе, наиболее выразительные. Они могут быть самыми разнообразными (изделия народных промыслов, промышленные) и выполненными из различных материалов: дерева, меха, пластмассы и др. Пластмассового козлёнка дети могут полюбить, если он будет "уметь" принимать разные позы (сидеть, лежать и др.)
Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого ("Как красиво!") выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение. До этого момента, пока воспитатель не обратил внимание детей на Тузика, малыши не "видели" его. Щенок был для детей обычной игрушкой, к которой можно привязать верёвочку и которую можно "водить" по комнате. Но как только воспитатель вызвал у детей эмоциональный отклик на эту игрушку, их отношение к ней переменилось, даже в игре. Новенького Алёшу, бесцеремонно севшего на собачку, сразу же столкнули. А потом Тузика долго жалели, отряхивали и говорили много ласковых слов.
Таким образом, для эмоционального отклика детей на игрушку требуются предварительная установка на её восприятие (что это такое?) и эмоциональная реакция со стороны воспитателя (какой замечательный Тузик!). В дальнейшем эстетические переживания ребёнка выражаются в узнавании в игрушке сложившегося в сознании образа (Тузик добрый, он меня любит и др.) и развиваются на основе ассоциаций и представлений, соответствующих его собственному жизненному опыту (Тузик хочет гулять. Он радуется, что мы его берём на прогулку и др.)
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией.
Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. От того, как воспитатель организует и проводит данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются ещё рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы и аляповатые краски - вот что характерно для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного вдумчивого подхода.
Вот несколько советов для воспитателя: Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребёнок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой) , которое проиллюстрировал художник. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой) Например, в иллюстрации к потешке "Ходит кот по лавочке" художник Ю.Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, даёт понять, что его персонажи добрые и живут дружно.
Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.
Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.
Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли её содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художник, воспитатель своей эмоциональной реакцией ещё раз привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет её содержание. Например, об иллюстрации Ю.Васнецова к русской народной игровой песенке "Сорока-белобока" воспитатель рассказывает так:
- "Карр, карр", - закаркала Сорока-белобока. Она прискакала на крыльцо, замахала крыльями, широко раскрыла клюв и начала звать гостей". Когда дети заинтересуются иллюстрацией, можно рассмотреть с ними Сороку и гостей, которые чинно расселись на крылечке и ждут вкусного угощения.
Если дети увлекутся рисунком, это будет видно по их реакции. Они не позволят воспитателю перевернуть страницу. Им будет интересно рассматривать дом Сороки ("А почему тут ягодки? А что это?"). может заинтересовать малышей и поведение гостей: зайчик чинно сидит на деревянном стульчике. Он держит в лапках мисочку и очень большую деревянную ложку. Чтобы уточке было удобно есть, Сорока поставила ее мисочку на низкую скамейку. "А куда же подевалась белочка? Ведь она тоже пришла в гости к Сороке?" - спрашивает воспитатель, и младшие дети с радостью отыскивают рыженькую гостью среди ярких оранжевых ягод рябины, а старшие рассказывают о ней.
Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный ответ. Ребёнок может выразить своё отношение жестом, мимикой (погладить собачку и т.п.).
Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные.