Развивающие игры на кухне 1. Развитие логики Процесс готовки любого блюда начинается с выбора кастрюли. Разложите перед малышом весь ассортимент кастрюль и задайте несколько необходимых условий для выбора нужной. Для малыша достаточно просто обозначить цвет или размер, а ребенок постарше может решить уже настоящую логическую задачу. Например: нужная кастрюля меньше по размеру зеленой, но больше самой маленькой; нужная кастрюля посередине, слева от синей; кастрюля не белая, без цветочков, но не красная. Вариантов может быть великое множество. После выбора кастрюли необходимо подобрать крышку из всего ассортимента.
2. Занимательная математика Выложить перед малышом необходимые для приготовления блюда овощи. Ребенок должен сам или с маминой помощью отсчитать нужное количество овощей. Например: на каждого члена семьи по картошке; две луковицы на всех. Также можно сравнить, каких овощей получилось больше, а каких – меньше.
3. Занимательная геометрия Геометрические формы на примере овощей не будут для ребенка абстрактными понятиями, так как он увидит их в самых обыденных предметах, попробует на зуб, потрогает руками. Отобранные овощи сгруппируйте по форме. Или усложните задачу, предложив малышу определить форму и название овощей на ощупь, с закрытыми глазами. Кроме того, изучение форм на примере овощей – это прекрасный повод познакомить ребенка с понятием сечения. Для этого овощи сначала надо разрезать поперек. И шар, и конус, и цилиндр, такие непохожие на первый взгляд геометрические фигуры, в поперечном разрезе будут выглядеть одинаковыми кружочками разных размеров. Можно предложить ребенку попробовать догадаться что будет, если разрезать овощи иначе – по длине, под углом, и т.д.
4. Конструирование Занимательное занятие по конструированию можно устроить с помощью нарезанных овощей. Попросите ребенка расставить нарезанные разноразмерные овощные кружочки в порядке возрастания или убывания величины. Или выложить из них снеговичков, человечков, зверушек, транспорт, и т.д. Для более прочного скрепления овощных деталей между собой используйте спички или деревянные зубочистки. Для использования сложных форм можно нарезать различные фигурки с помощью формочек для печенья.
5. Занимательное рисование Покажите малышу, какой красивый и заметный след оставляет после себя свекла. Рисовать ею можно как карандашом, главное, чтобы бумага была слегка шероховатая. Замечательная яркая краска получается из сока свеклы. Ею хорошо рисовать кисточками, веточками зелени, просто пальцами. Если налить такую краску в тарелку, то с ее помощью можно отпечатать все овощи, обмакивая их в краску и оттискивая изображение на листе бумаги.
6. Помощь ребенка на кухне В зависимости от возраста, ребенок может без ущерба для своего здоровья и безопасности выполнять на кухне такие простые работы, как: 6.1. С двух лет: • Мыть и вытирать овощи и фрукты; • Быть оператором кухонного комбайна; • Лепить котлеты и сырники, катать колобки, заготовки для булочек. 6.2. С трех лет: • Мыть и вытирать посуду; • Помыть и подготовить к чистке картофель, морковку и свеклу; • Перебирать крупу (выбирать мусор и плохие зернышки), отделять фасоль по цвету (белую от красной). 6.3. С трех лет: • Просеивать муку; • Чистить картофель и морковку (оптимально – специальной овощечисткой); • Нарезать овощи и фрукты, вынимать из фруктов серединку (оптимально использовать специальное приспособление); • Натирать на терке (безопаснее использовать пластмассовую).
7. Развивающие игры в процессе приготовления пищи
7.1. «Съедобный доктор» Дайте малышу мякиш от черного хлеба, пару зубчиков чеснока, немного воды, несколько веточек зелени, и предложите слепить из эти материалов различные фигурки, украшая их чесноком и зеленью. Чтобы тесто не прилипало к рукам, его нужно смачивать водой.
7.2. «Веселый зоопарк» Игра учит ребенка классифицировать предметы по форме и быть внимательным. Понадобится: пачка детского печенья «Зоопарк» (или любое другое в форме животных), чистая клеенка, пластмассовые миски, щипцы для сахара. Зоопарк – это поверхность стола, покрытая клеенкой. Малыш – директор зоопарка. Ему необходимо вновь прибывших животных разместить по вольерам, клеткам, террариумам и другим жилищам в зоопаркам. В качестве жилищ выступают пластмассовые мисочки. Важно, чтобы звери не ссорились и в зоопарке царил мир и порядок. Поэтому животных одного вида надо поселить в один дом, другого вида – в другой. Так как расселение животных дело ответственное, выполнять его малыш будет с помощью «переносного крана», то есть щипцов для сахара.
7.3. «Вкусная математика» Перед тем, как резать овощи для супа, покажите их малышу. Пусть он оценит и попробует угадать, сколько кусочков получится из каждого овоща. Чтобы определить, правильно ли малыш угадал количество, посчитайте вместе каждый отрезанный кусочек. Попросите малыша найти среди нарезанных кусочков самый длинный, самый короткий, самый тонкий, самый толстый, и т.д.
7.4. По методу Монтессори Кухня – одно из самых подходящих мест для Монтессори-игр. Таких, например, как пересыпание и переливание. Вот некоторые варианты игр: Возьмите миску и насыпьте в нее вперемешку разной крупы, и предложите малышу рассортировать их. Малыши любят сосредоточенно брать пальчиками (те, кто постарше – щипчиками или пинцетом) фасолинки и раскладывать их по формочкам для яиц. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и подкрашенную воду. Пусть набирает жидкость в пипетку и старается перенести ее в формочки. Эта игра прекрасно развивает мелкую моторику и концентрацию внимания. Предложиет малышу пописать и порисовать на пальчиками на манке, насыпанной на поднос, полепить фигурки из тест