Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Здоровье ребенка

«Друг» с детства

 


Автор: Корницкая Ирина

Онлайн - консультации детского клинического психолога

Куда бы ни отправилась трехлетняя Анюта, плюшевый медведь Тима всюду c ней. Спит ли она в своей кроватке, идет ли гулять, наказана ли? Она всегда прижимает к себе маленького черноглазого со смешно загнутым ухом медвежонка. К этому зверьку вся семья относится с почтением, несмотря на то, что внутри у него одна вата. Не дай Бог, пропадет мишка Тима или развалится от старости, кто тогда будет утешать Анюту? Так, как у него, ни у кого не получится...

Только в детстве может плюшевый мишка или какой-нибудь лоскуток обладать такой магической властью над человеком. В течение двух-трех первых лет жизни ребенок часто выделяет среди окружающих предметов своего «любимца». Относится совсем иначе, чем к другим игрушкам. То, что связывает малыша с игрушкой, гораздо больше напоминает человеческие отношения. Как и любимый человек, любимая игрушка одним своим присутствием способна успокоить кроху, дать ему ощущение безопасности.

Так, например, необходимость засыпать в одиночестве заставляет малыша искать себе компаньона. Очень важно и то, каков предмет на ощупь: и гладкую шелковистую ткань, и пушистую махровую так приятно погладить, иногда даже пожевать, пососать...

Начало этой привязанности можно наблюдать у некоторых детей уже в шестимесячном возрасте. Правда, родители это обычно замечают ближе к году, когда ребенок может сам достать или попросить нужный ему предмет. На втором году жизни вашего карапуза эта специфическая дружба крепнет и достигает пика в возрасте трех лет. Связано это, очевидно, с нарастающим самосознанием ребенка. В этом возрасте дети утверждают свою независимость, но вместе с тем теряют то ощущение безопасности, которое им раньше приносила родительская опека. Справиться со своими страхами и огорчениями им и помогает присутствие молчаливого «приятеля». Когда крохе нужно успокоиться, игрушка может оказаться гораздо эффективнее мамы, ведь ее может не оказаться дома... Любимого мишку ребенок контролирует, а маму - нет. По наблюдениям родителей, игрушка для их малышей - скорее зависимое существо, «младший», который сам требует ласки и опеки. Всем известно, как важно в трудной ситуации иметь такого друга рядом с собой.

Существует еще одно мнение: любимый предмет ребенка является для него чем-то вроде талисмана. Так, взрослый надевает на важную встречу «счастливую» рубашку или повсюду возит с собой семейную фотографию. Такой предмет дает своему хозяину чувство защищенности в незнакомом и неуютном мире. По тому, как ребенок выбирает игрушки и относится к ним, много можно сказать о его характере. Дети, которые заводят себе мягких «друзей», выделяются среди других чувствительностью и отзывчивостью. Им свойственны сильные эмоциональные реакции на все, что их радует или огорчает. Как правило, такие малыши предпочитают тихие игры (так же, как дети, долго не расстающиеся с пустышкой, обычно активны). Они могут сосредоточиться на одном предмете, и их не так легко отвлечь. Чувствительность проявляется и в осязании: большинство таких крошек терпеть не могут жесткую или «кусачую» одежду, любят обниматься. Общаясь с друзьями и взрослыми, эти дети чаще прикасаются к ним. Им важен тактильный контакт. В такой ситуации заменить потерявшегося или сломавшегося «любимца» сложно. Новая игрушка может быть симпатичной, но сильно отличаться от прежней на ощупь, а для маленького хозяина это очень существенно. Обычно родители стараются заранее принять меры, чтобы таких проблем не возникало. Если «фаворитом» малыша стал, скажем, плюшевый медведь, то разумнее всего купить еще пару таких же, как только это выяснится. Стоит заранее подумать еще об одной проблеме, с которой вы и ваш ребенок можете столкнуться. Бывает, что в детском саду малыша стыдят при всех детях за излишнюю зависимость от игрушки, а то и вовсе не позволяют приносить ее с собой, чтобы не потерялась. Будет лучше, если вы заранее выясните мнение вашей воспитательницы по этому поводу и постараетесь с ней договориться. В этом возрасте потребность ребенка в дополнительной опоре помогает ему лучше адаптироваться к окружающему миру. И это совершенно нормально.

Кроха «перерастет» ее со временем, когда освоит другие способы справляться со своими эмоциями. Опытный педагог это знает и понимает.

Если вам хочется, чтобы ребенок поскорее отвык от своего любимого предмета, попробуйте его незаметно убрать. Спросит о нем малыш - достанете опять, не спросит - и не надо. В конце концов, у большинства детей время из нежной дружбы с игрушкой или старым шарфом заканчивается резко и как-то незаметно.

Что делать, если «любимец» потерялся?
  • Не паникуйте сами. Многих детских огорчений и истерик могло бы не быть, если бы родители не провоцировали их по неосторожности. Если вы расстроитесь, то и ребенок, скорее всего, сделает то же самое. А если такой «подсказки» не будет, он может неожиданно для вас легко переключиться на что-то другое. Пропажа сильно расстраивает малыша? Вы должны ему помочь:
  • признайте важность утраченного, огорченному потерей ребенку очень важно чувствовать, что его понимают;
  • скажите ему, что вы знаете, как он любит своего мишку и как ему жаль с ним расстаться. Ни в коем случае не говорите крохе: «да ладно тебе» или «всего-то». Это только отдалит вас от ребенка;
  • не перехватывайте инициативу. Не предлагайте сразу чем-то заменить пропавшую игрушку. Подождите немного, может быть, малыш сделает выбор самостоятельно или откажется от замены вообще;
  • если нужна новая игрушка, возьмите кроху в магазин - пусть он ее выбирает по своему вкусу. Ищите сходство. Если ребенок был очень привязан к своему «любимцу», ему трудно найти замену. Попробуйте указать карапузу на какие-то общие черты у игрушек: «У этого котенка такие же пушистые усы и белое брюшко, как были у нашего». Даже незначительного сходства иногда бывает достаточно;
  • обратите внимание сына или дочери на таинственность произошедшего.
Вспомните: в детских книгах часто рассказывается о приключениях игрушек, которые почему-либо отбились от своих хозяев. Может быть, друг вашего малыша просто отправился в путь с секретным поручением? Не исключено, что вместе с ребенком вы придумаете многосерийную сказку про самостоятельную жизнь игрушки, и это будет крохе, на первое время, хорошим утешением. Прочитайте ему книгу о приключениях игрушек, ушедших от хозяев, например «Приключения Мишки Ушастика» Янчарского, или покажите мультфильмы на эту тему.
Имейте в виду: этот способ для маленьких детей может не дать заметного эффекта, так как любовь к фантазированию проявляется обычно к трем годам. Но, поступая так, вы в первую очередь учите ребенка очень полезному в будущем способу психологической самозащиты. Причем чем эмоциональнее, ранимее малыш, тем важнее, чтобы родители не осуждали его за выдумки, а прислушивались к ним.

Способность ребенка наделять игрушки чертами живых существ может помочь решить какие-то психологические проблемы малыша, например избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Для этого дома можно устроить импровизированный кукольный театр и с помощью игрушек разыгрывать сценки с актуальным для ребенка сюжетом.

Комментирует психолог Елена Окулова:
Согласно одному из родоначальников детской психологии Жану Пиаже, детское мировоззрение носит мистический характер. Фантазия и реальность, правда и ложь - все это для ребенка недостаточно четко отделяется друг от друга. Поэтому дети с таким интересом слушают сказки, верят в Деда Мороза, боятся Кощея Бессмертного и других сказочных героев. И та же игрушка для ребенка - вовсе не кусочек замусоленной тряпочки, набитой опилками. Ребенок наделяет плюшевого медведя или зайца чертами живого существа: добротой, умением сопереживать и понимать горести маленького «хозяина».
Родителей нередко удивляет выбор любимой игрушки. На полу детской комнаты выстроились в ряд полутораметровые собаки, львы и лошадки, а сын или дочь не расстается с маленьким зайцем, у которого и ухо-то одно оторвано. И никто не догадывается, что большие игрушки, выше малыша, его просто пугают!

http://www.okulova.net.ru

Категория: Здоровье ребенка | Добавил: Дафна (26.03.2008)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz