Дети — самое большое богатство.
Они продолжат наше дело, возьмут в свои руки управление страной. И, конечно, руки эти должны быть сильными и выносливыми. Однако специалисты — врачи, физиологи, педагоги — выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Исследования свидетельствуют с том, что современные дети и большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.
Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной позе вызывает статическую нагрузку на определенные группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость острыми респираторными инфекциями… В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители.
Обычно высказываются претензии в адрес яслей, детских садов, школы, техникума, института. Это там ненаглядное чадо простужают и недозакаливают. Это там «черствые» воспитатели, учителя, педагоги недодают детям положенное здоровье.
А часто ли вам приходилось слышать, как родители винят сами себя? Дескать, это мы виноваты - мы недогрузили, недозакалили и перекормили своего ненаглядного ребенка... Скорее все го, вы не припомните такого случая. Винят кого угодно, только не себя.
Да, научно-технический прогресс привел к значительному уменьшению тяжелой физической работы в жизни современного человека, особенно горожанина. За истекшее столетие удельный вес непосредственной мышечной работы человека в производстве снизился с 94 до 1 процента. Человек ХХ века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией, которую еще называют «спешкой сидя». Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, и возникают различные заболевания, отклонения..
Сейчас, к сожалению, ни детские сады, ни школа, ни тем более институт не необходимый двигательный режим своим питомцам не обеспечивают. Хотя, разумеется, стремятся — каждый на своем этапе. Стремление улучшить физическое воспитание подрастающего поколения нашло свое отражение в школьной реформе: вводятся ежедневные занятия всех учащихся физкультурой. Не все еще получается на этом пути. Поэтому так фажна роль родителей в физическом воспитании детей. Полностью ли они осознают эту свою важную миссию? И все ли? Вот характерный пример.
К педиатру обратились молодые родители. Два года назад у них родился сын, и они хотели бы заняться с ним физическими упражнениями. Не посоветует ли уважаемый специалист, какой-нибудь комплекс? Каково же было удивление этих родителей, когда в ответ они услышали: — Молодые люди, вы опоздали как минимум на три года! — Как — воскликнул папа. — Тогда у нас и ребенка еще не было! Совет они, конечно, получили, но ушли несколько ошарашенные тем, что, оказывается, представления не имели о физической культуре своего ребенка.
А многие ли молодые мамы и папы это представление имеют? Многие ли из ни знают, например, что если будущая мать соблюдает оптимальный режим двигательной активности, регулярно занимается посильными физическими упражнениями, то у нее легче протекают роды, лучше состояние новорожденного? У таких матерей рождаются более подвижные и крепкие дети, реже появляются дети с так называемым малым сердцем, функциональные возможности которого весьма ограничены.
А вот другой пример. И опять — про родительскую неосведомленность. Некоторые родители очень много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание. Но вот проходит год, полтора. У родителей появляются новые заботы по воспитанию ребенка. И хотя именно у 2— 3-летних детей формируются характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развиваются речь и движения, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, воспитанию физическому в семье уделяют see меньше времени. Попробуйте скажите родителям, что их детям в возрасте от 1 года до 3 лет как воздух необходимы занятия физическими упражнениями. В ответ в большинстве случаев услышите: «Какая там физкультура! Наш малыш и так ни минуту не присядет. Все время в движении. Крутится как юла...».
Специалисты заметили... ...что даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекаются не все мышцы, а только часть и, как правило, одни и те же группы. Это не дает достаточного физиологического эффекта. К тому же в таком возрасте неправильно выполненное движение у ребенка прочно и надолго закрепляется и может стать причиной неравномерного развития мьшщ, нарушения осанки, искривления позвоночника. А это, в свою очередь затруднит деятельность, рост и развитие внутренних органов.
В возрасте до 3 лет организм ребенка, утверждают специалисты, наиболее пластичен. И любое даже самое незначительное, но систематически повторяемое, воздействие оказывает большое влияние на его развитие.
Во всех детских учреждениях нашей страны малыши систематически занимаются физическими упражнениями. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что этого еще недостаточно. Их следует дополнять занятиями дома.
А вот к чему приводит недооценка значения двигательной активности для здоровья матери ребенка. Если 25 лет назад рождалось 20 — 25 процентов ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось: мамы этих детей ели «за троих» и мало двигались. В дальнейшем тучи над головой таких детей могут сгуститься, если в режиме дня будут постоянно игнорироваться физические упражнения. В школьном возрасте эти дети страдают плоскостопием, искривлением позвоночника, близорукостью, ожирением, гипертонией. Гипертония поражает 14 - 18 процентов школьников, а 20 – 25 процентов детей из числа отстающих из-за состояния здоровья становятся второгодниками.
…Вы, конечно, не желаете такой судьбы своим детям. Поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, проанализируйте их двигательный режим. Не слишком ли много времени они просиживают перед телевизором, развалясь в кресле? Не слишком ли часто и подолгу отлеживаются на диване, слушая музыку? Сделайте это именно сегодня, завтра - может быть уже поздно.
С утра до вечера детей окружают учителя – специалисты по разным предметам, в том числе и по физкультуре. И у некоторых родителей появляется успокоительная и, можно сказать, расслабляющая мысль. Дескать, теперь мой ребенок- школьник и все заботы о нем берет на себя школа. Там знают, сколько он должен двигаться, сколько зубрить иностранные слова и т. д. Но многие родители не знают, что уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности в среднем лишь на 11 процентов, два урока — на 22 пpoцента. А за счет чего, спрашивается, покрывать оставшиеся 78 процентов? Школьная реформа предусматривает занятия физкультурой во внеурочное время. Уже много делается в этом направлении, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так что роль пап и мам на школьном этапе не только не понижается, а даже повышается. Потому что приходится исправлять и догонять, наверстывая упущенное. Потому что дети растут и вместе с ростом закрепляются недостатки физического развития.
Нет у нас заботы более важной и ответственной, чем воспитание детей.
Кем бы человек ни был, где бы ни трудился, он всегда должен проявлять высокое чувство гражданственности - ответственность за судьбу подрастающего поколения |