По статистике, у каждого пятого ребенка есть проблемы с аденоидами. Однако, к некогда популярным операциям по их удалению у врачей отношение неоднозначное...
Часто болеющий ребенок сейчас не редкость. Обычно все начинается с банального насморка, потом поднимается температура и т. д. Едва выздоровел, через неделю-другую болезнь повторяется по новой. Многие мамы и папы убеждены: виноваты аденоиды – лечи не лечи, проку мало. Кардинальное решение – удалить их и забыть обо всех бедах. На самом деле это большое заблуждение.
ЗАЩИТНИКИ И ПРОВОКАТОРЫ
На памяти врачей немало примеров, когда операция лишь усугубляла страдания ребенка. «Расположенные в своде носоглотки аденоиды (а точнее – глоточные миндалины), равно, как и примостившиеся между дужками мягкого нёба гланды (нёбные миндалины), играют важную роль в формировании иммунитета и являются своеобразными воротами на пути поступающей с воздухом инфекции, – рассказывает детский врач-отоларинголог Илья Зябкин. – К тому же в недрах этих лимфоидных образований «созревают» иммунокомпетентные клетки, препятствующие проникновению в организм ребенка микробов и вирусов. Врачи единодушны: без веской причины до пяти–шести лет аденоиды лучше не трогать. Другое дело, если они со своей защитной ролью не справляются, превращаясь в хронический очаг воспаления, провоцируя развитие синуситов (гнойного воспаления околоносовых пазух), ларингитов, бронхитов, пневмонии. Или так увеличиваются в размерах, что загораживают внутренние носовые отверстия – хоаны, затрудняя дыхание. Для маленького детского носа это – тяжкое испытание». Некоторые специалисты связывают слишком большие по объему аденоиды с печально известным синдромом внезапной младенческой смертности. Кроме того, из-за постоянно заложенного носа и открытого рта дело может дойти и до деформации лицевого скелета с нарушением строения зубов и неправильным прикусом.
Да и до отита недалеко. «Благодаря» особенностям анатомического строения детской евстахиевой трубы, соединяющей ушную полость с носоглоткой (у малышни она гораздо шире и короче, чем у взрослых), проникнуть туда зловредным микробам – пара пустяков. Чаще всего микробная инфекция попадает в барабанную полость из носоглотки. Стоит ребенку зашмыгать носом, и начинаются ушные страдания. А то и нарушения слуха. При попадании микробов воспаленная слизистая оболочка среднего уха подчас отекает до такой степени, что закрывает слуховой проход, нарушая воздухообмен между полостью среднего уха и глоткой и создавая прекрасную среду для размножения болезнетворных бактерий. И все же операция – это конечная стадия лечения. Прежде чем лечь под нож хирурга, нужно испробовать все возможные консервативные методы. На памяти врачей немало случаев, когда после грамотно проведенного курса лечения операция просто не требовалась: воспаленная отечная ткань уменьшалась в размерах. Такая картина часто наблюдается у аллергиков. Порой достаточно пролечить ребенка антигистаминными препаратами, и проблема исчезает.
В любом случае, выбрать, какое лечение целесообразно – консервативное или хирургическое, должен только врач и только после основательного обследования маленького пациента. Как правило, главной причиной для удаления аденоидов считается чрезмерное их разрастание (до третьей-четвертой степени), затрудняющее дыхание через нос – из-за чего и возникают различные нарушения.
УДАЛИМ. А ЧТО ПОТОМ?
К сожалению, на этот вопрос ответить однозначно невозможно. Повторное разрастание аденоидов возникает не так уж редко. Во-первых, потому что во многих больницах их пока удаляют вслепую: врач через рот вводит в носоглотку специальный нож с кольцом на конце и с его помощью практически на ощупь вырезает злополучную лимфоидную ткань. Достаточно оставить миллиметр-другой, и аденоиды снова разрастаются и воспаляются. Однако, в последние годы ситуация начала меняться. Теперь в крупных городских детских больницах используют так называемую эндоскопическую хирургию. В ноздрю вводится тонюсенькая трубочка из оптоволокна (в ней – световод и миниатюрные линзы), трубочка подключена к системе видеонаблюдения, благодаря чему у врача появился стопроцентный обзор (на мониторе компьютера) предназначенного для очистки от злополучных миндалин участка. Поэтому воспаленная ткань удаляется жестко по границам. Операцию делают под общим наркозом, ребенок не получает сильной психологической травмы, как это бывало раньше. После визуально-контролируемой операции процент рецидивов ниже в несколько раз. Но, тем не менее, абсолютной гарантии успеха никто не даст: повторное разрастание аденоидов может быть обусловлено генетическими причинами.
После хирургического вмешательства заложенность носа исчезает не сразу, может возникнуть и отек, но, как правило, он быстро проходит. В течение 3–4 дней после операции нельзя давать ребенку горячую и твердую пищу: пусть посидит на жидких и пюреобразных блюдах. Две недели придется следить, чтобы малыш не бегал, не прыгал, ему не стоит находиться на солнце. Если возникнет необходимость, врач назначает в период реабилитации соответствующее лечение. Окончательно оценить эффект операции отоларинголог может только спустя месяц.
ЗРИ В КОРЕНЬ...
Частенько лорпроблемы могут быть вызваны банальным искривлением носовой перегородки. Даже у абсолютно здоровых людей строение полости носа редко бывает строго симметричным, одна ее половинка обычно более узкая, чем другая. Искривленная носовая перегородка может быть С- или S-образной формы, а также с шипами или так называемыми «костными гребнями». Все недостатки «конструкции» можно определить при простом осмотре, но в некоторых случаях понадобится рентгеновское исследование. Как правило, искривление возникает в результате травмы (роковую роль может сыграть родовая травма, которая часто остается незамеченной). И если уж ЧП произошло, медлить нельзя: в ближайшие после травмы дни нужно идти к врачу и делать депозицию (выравнивание носа), а не ждать, когда кости срастутся.
И не забудьте о зубах ребенка! Особенно внимательно следите за состоянием клыков и коренных – именно они, как Атланты, подпирают нижнюю стенку гайморовой пазухи и, подточенные кариесом, представляют для нее нешуточную угрозу.
ЛЕЧЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ
Но даже если проблемы вызваны причинами более серьезного характера, не все потеряно, если сопливый нос грамотно лечить. Но этого, по мнению врачей, подавляющее большинство мам как раз и не умеют делать. Особенно много проблем приносит длительное применение сосудосуживающих препаратов, таких, как всем известные галазолин, санорин, нафтизин, називин. Сосуды очень быстро к ним привыкают и требуют все большей дозы, нарушается функция «ресничек» эпителия слизистой оболочки носа, которая удаляет слизь. Любые, даже самые безобидные на первый взгляд капли не закапывайте в нос более недели. Вначале следует использовать сосудосуживающие средства, а затем (чтобы уменьшить секрецию слизистых желез) перейти к применению вяжущих – коларголу, проторголу. Капли на масляной основе хороши при отеке и сухости, но и ими злоупотреблять не стоит. Не менее важно правильно закапывать капли. Во-первых, перед процедурой промойте ребенку нос физраствором («Аквамарис» и др.), потом он должен высморкаться, а уж затем уложите его и закапайте капли. Лечить насморк можно и при помощи отвлекающих процедур: детям старшего возраста поставьте горчичники на подошвы и икроножные мышцы, сделайте ножные или ручные (по локоть) горячие ванны, для малышей подходят ингаляции с ментолом, эвкалиптом. Только сумейте превратить процедуру в забавную игру. Прекрасно помогает при насморке и точечный массаж лица, который делают как минимум два раза в день: утром после умывания и вечером перед сном. Для воздействия на биоактивные точки, расположенные между бровями, на переносице, крыльях носа и в центре носогубных складок и подбородка (под нижней губой), можно использовать согревающие мази и бальзамы. Массировать каждую точку нужно по 20–30 секунд по часовой стрелке, сначала легко, а потом – как бы вдавливая палец внутрь. |