Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Здоровье ребенка

Грудничковое плавание в домашних условиях.
 

Техника безопасности
  1. Методика рассчитана на начало обучения в 1-3 месяца, пока действует рефлекс затаивания дыхания. В связи с этим крайне не рекомендуется начинать занятия по данной методике в возрасте старше 4 месяцев.
  2. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться у лечащего врача на предмет возможности занятия плаванием.
  3. Необходимо приостановить занятия при появлении симптомов простудных заболеваний, в особенности насморка.
  4. Во время занятий ребенок может глотать воду, поэтому, если водопроводная вода в вашей местности внушает опасения, примите меры дополнительной предосторожности. Например, используйте бытовой фильтр.
  5. Рекомендуется выполнение занятий вдвоем с помощником.
  6. При выполнении занятий в воде необходимо тщательно выполнять поддержки, следить, чтобы ребенку в дыхательные пути не попадала вода. Также для этой цели при плавании на спине следите за тем, чтобы ребенок не запрокидывал голову назад, а держал подбородок прижатым к груди.
  7. В случае выскальзывания ребенка в воду, сразу же подхватите его и поставьте на ножки, чтобы он не успел испугаться. Если это не помогает, возьмите его на руки и успокойте. Постарайтесь в этой ситуации быть спокойными и не показывать ребенку, что Вы испугались.
  8. Необходимо приостанавливать текущее упражнение, если ребенок начинает плакать или проявляются явные признаки усталости.
  9. По книге, которой Вы доверяете, изучите методы экстренной помощи при занятиях в воде.

Общие рекомендации

Проводите занятия не ранее, чем через час после еды. Не проводите занятия непосредственно перед ночным сном. Возможно ребенок может перевозбудиться, что может стать причиной беспокойного сна.

При выполнении упражнений используются команды, которые нужно произносить четким уверенным голосом. По тексту, команды будут обозначаться ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Перед командами произносите имя своего ребенка для привлечения его внимания.

(В тексте будет использоваться имя Саша, которое Вы, разумеется, должны заменить на имя своего ребенка.)

Подготовительные упражнения

Перед началом занятий плаванием выполните комплекс разминки. Подобный комплекс скорее всего Вы можете получить в комнате "Здорового ребенка" при вашей поликлинике. Комплекс разминки включает в себя разогрев мышц ножек, ручек, плечевого и тазобедренного суставов. После разминки можно выполнить несколько элементов из динамической гимнастики:

  1. Взять ребенка за обе руки, поднять, пораскачивать 3-4 раза ("качели");
  2. Взять ребенка за левую руку и ногу, поднять, раскачивать 3-4 раза;
  3. То же для правой стороны;
  4. Взять ребенка за ноги, поднять (вниз головой), раскачивать 3-4 раза.
4. Имитация основных движений

Перед тем, как выполнять упражнения в воде, необходимо выполнить имитацию основных движений. Эти упражнения выполняются там, где вы проводили разминку. Основная цель этих упражнений - создание у ребенка прямых ассоциаций между командами и движениями или действиями, которые с ними связаны.

4.1. Стояние

Ребенок лежит на спине. Возьмите ножки ребенка за щиколотки, согните в коленях и прижмите ступни к поверхности, на которой ребенок лежит. Одновременно с прижатием подайте команду: "Саша СТОИМ". Выполните прижатие еще один-два раза с одновременной подачей команды: "СТОИМ". Использование имени ребенка при этом уже не обязательно.

Если при выполнении упражнений мышцы ножек или ручек напряжены и это мешает выполнению упражнений, постарайтесь снять излишнее напряжение потряхиванием или легким разминанием.

4.2. Ходьба

В том же положении, что и в предыдущем упражнении выполните имитацию ходьбы. Для этого, держа ножки ребенка за щиколотки, выполняйте попеременное выпрямление и сгибание ножек. Одновременно с движением подайте команду: "Саша ИДЕМ". Так же, как и в предыдущем упражнении, использование имени при повторном использовании команд необязательно. Желательно, но не обязательно выполнять имитацию обычной ходьбы. Если у Вас не получается в точности воспроизвести ходьбу, достаточно просто полностью выпрямлять ножку.

Выполните имитацию 5-10 "шагов", после чего можно выполнить стояние и затем опять повторить ходьбу.

4.3. Плавательные движения для ног на спине

Возьмите выпрямленные ножки ребенка под коленки и выполните попеременное опускание-поднимание ножек (упражнение "ножницы"). При движении подавайте команду "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ НОЖКАМИ, НОЖКАМИ". Старайтесь, чтобы ножки ребенка были выпрямлены и расслаблены. Выпрямление ножек можно выполнить легким нажатием на коленки сверху большими пальцами рук. Однако не следует долго удерживать ножки выпрямленными таким образом. Как только вы почувствовали, что ребенок уже не пытается согнуть ножки, уберите свои пальцы с колен. Выполните движения 6-10 раз.

4.4. Плавательные движения для рук на спине

Возьмите правую ручку ребенка за кисть и выпрямите над его головой. Выполните круговое движение прямой ручкой к бедру. Затем верните в первоначальное положение. Произносите команды "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ РУЧКАМИ, РУЧКАМИ". Выполните 3-4 раза. Затем проделайте аналогичные движения левой ручкой. После этого выполните 5-6 движений синхронно обеими ручками. Произносите команды.

Через 3-5 дней движение каждой ручкой отдельно, можно уже не производить, а сразу переходить к синхронному движению обеими руками. Если ребенок зажимается, то приостановите упражнение и выполните расслабление ручек легким встряхиванием.

4.5. Одновременное движение рук и ног на спине

Если Вы выполняете упражнение с помощником, то можете выполнить упражнение с одновременным движением ножек и ручек. Подавайте команду "ПЛЫВЕМ". Если выполняете одни, то просто повторите упражнение сначала с ножками, потом с ручками.

4.6. Плавательные движения, выполняемые на животе

Переверните ребенка на живот и выполните плавательные движения ножками. Затем выполните попеременно движения каждой ручкой в отдельности. Движения должны напоминать стиль "брасс". В зависимости от возраста и физической подготовленности ребенка можете выполнить движение обеими руками одновременно. При движении ножками и ручками подавайте соответствующие команды.

5. Плавание в ванной

После окончания занятий "на берегу" отнесите ребенка в ванну. Ванна должна быть полностью наполнена водой и иметь температуру примерно такую же, которую Вы используете при обычном купании.

Скорее всего в первые дни у Вашего ребенка не все будет получаться. Будьте терпеливы. Поощряйте все его удачные начинания голосом и интонацией. Дайте ему понять, что Вы радуетесь всем его верным действиям.

5.1. Стояние

5.1.1. Поддержка

Возьмите ребенка под мышки и опустите в воду до соприкосновения ступней ножек с дном ванны.

5.1.2. Выполнение упражнения

При соприкосновении ступней с дном ванны дайте команду "Саша СТОИМ. СТОИМ". Выполните упражнение в течении 5-10 секунд, затем переходите к следующему.

5.2. Хождение

5.2.1. Поддержка

Так же, как и стояние, это упражнение выполняется с поддержкой под мышками.

5.2.2. Выполнение упражнения

Из положения стоя наклоните слегка туловище ребенка и дайте команду "Саша ИДЕМ, ИДЕМ". Дойдите до конца ванны. Если у ребенка не получается с ходьбой, стимулируйте шаги попеременным выдвижением вперед правого и левого плечиков.

5.3. Плавание на спине

5.3.1. Поддержка

Держите ребенка под мышками, затем, наклоняя назад, переместите большие пальцы своих рук сверху плечиков. Указательные пальцы остаются под плечиками, а остальные пальцы сгибаются и размещаются под затылком ребенка. Таким образом, плечики ребенка фиксируются большим и указательным пальцами, а голова ребенка располагается на опоре из остальных пальцев.

Положите голову ребенка горизонтально. При этом тело само всплывет и примет горизонтальное положение. Уши ребенка должны быть погружены в воду. Держите свои ладони не прижимая уши, но и не слишком свободно, чтобы фиксировать голову ребенка при попытках повернуть ее набок. Большие и указательные пальцы размещаются на плечиках так, чтобы не мешать движению рук.

5.3.2. Выполнение упражнения

Расположите ребенка у края ванны так, чтобы полусогнутые ножки упирались в бортик. Дайте команду "ОТТОЛКНУЛИСЬ" и начните буксировать ребенка к противоположному краю ванны. При этом подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ, НОЖКАМИ, ПЛЫВЕМ". Команды следует подавать чуть громче чем обычно, поскольку уши ребенка находяться под водой. Добуксировав до противоположного края ванны, двигайтесь в обратном направлении, подавая те же команды. При этом ребенка не следует разворачивать, так как в положении на спине это затруднено, учитываю ширину ванны.

Не огорчайтесь, если в начале обучения ребенок будет просто "кататься" на ваших руках. Терпеливо подавайте команды и поощряйте голосом и интонацией его успехи в деле обучения. Скорректируйте скорость движения в зависимости от интенсивности движений ребенка, дав ему таким образом понять, что скорость движения зависит от его действий.

Если Вы выполняете упражнение с помощником, пусть он подвигает ножками и ручками малыша, намекнув ему таким образом, что именно от него хотят. Однако не стоит это делать постоянно.

Выполните восемь полных циклов туда-обратно, после чего возьмите ребенка под мышки. Отработайте свой, удобный для Вас способ перехвата из положения на спине в положение под мышками до выполнения упражнений в воде.

После упражнений на спине выполните стояние и хождение. Если ребенок устал, дайте ему отдохнуть в положении стоя.

5.4. Плавание на животе

5.4.1. Поддержка

Из положения под мышками согните левую руку в запястье и, наклонив ребенка чуть назад, перенесите вес его тела на запястье. В этом положении шея ребенка опирается на Ваше запястье. Разместите правую руку под горлом ребенка так, чтобы большой и указательный палец охватывали подбородок, а остальные пальцы веером распределились под горлом. Наклоном ребенка вперед перенесите опору на правую руку. Наклоняя ребенка вперед, левую руку переместите под живот. Таким образом, большой и указательный пальцы правой руки удерживают за подбородок голову ребенка в почти вертикальном положении, остальные пальцы правой руки веером расположены за горлом ребенка. Левая рука поддерживает тело ребенка почти в горизонтальном положении. При полностью горизонтальном положении ребенок скорее будет склонен "кататься", чем плавать. При низком положении Вашей левой руки он будет быстро уставать. Экпериментально выберите наиболее подходящее положение для Вашего ребенка. Следите, чтобы пальцы правой руки не сжимали горло ребенку.

5.4.2. Выполнение упражнения

Подбуксируйте ребенка к левому краю ванны так, чтобы его полусогнутые ножки упирались в бортик. Дайте команду "ОТТОЛКНУЛИСЬ" и начните движение к правому бортику, подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ, НОЖКАМИ. ПЛЫВЕМ". Во время движения рот ребенка находится выше уровня воды. Доплывя до бортика, разверните ребенка на 180 градусов движением своей правой руки. Разворот осуществляется против часовой стрелки. Таким же образом доплывите до левого бортика, начиная с отталкивания. Затем разверните ребенка по часовой стрелке. Выполните девять полных кругов.

5.4.3. Полив на лицо

На второй части третьего и шестого круга выполните полив на лицо (прообраз ныряния). Для этого наклоните голову ребенка правой рукой чуть набок от себя, облокачивая ее на руку, затем левой рукой зачерпните горсть воды, четко подайте команду "Саша НЫРЯЕМ" и после этого плесните воду на лоб ребенка. Со временем ребенок после команды научится закрывать глаза и затаивать дыхание, что подготавливает его к последующему нырянию. Если Вы выполняете упражнения с помощником, то полив на лицо может выполнить он. Если ребенку при поливе попадает в рот вода или он пугается и плачет, то поставьте его на ножки и успокойте.

После окончания девятого круга возьмите ребенка под мышки и дайте ему отдохнуть.

6. Окончание занятий

Перед тем, как закончить занятия в ванной, выполните закаливающее упражнение - "пятнышко". Для этого откройте кран с холодной водой, и поокунайте ребенка по плечики рядом со струей: три раза со стороны грудки, три раза со спины.

Если Вы проводили и ранее какие-либо закаливающие упражнения, например, обливание холодной водой, то желательно продолжить их, выполняя вместо "пятнышко".

Оботрите и обсушите ребенка, так как Вы обычно это делаете после купания в ванночке. Кроме этого всавьте на пять минут ватные тампончики в ушки для удаления попавшей туда воды. Для этого сделайте "головастика" из куска ваты с "хвостиком" длиной 0.5-1 см, и разместите хвостик в ушном отверстии.

7. Продолжительность первого этапа

Продолжительность первого этапа - четыре недели. С каждой последующей неделей увеличивается нагрузка. На первой и второй неделе 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. На третей неделе 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, затем опять 8 циклов на спине. На четвертой неделе 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, 8 циклов на спине и 9 кругов на животе.

Между плаванием на спине и на животе выполняйте стояние и хождение. На протяжении всего первого этапа, перед упражнениями в воде выполняйте разминку и имитацию движений.

8. Второй этап. Плавание с погружением

Состав занятий на втором этапе соответствуют последней неделе первого этапа, т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. В отличии от первого этапа вместо поливания на лицо производится погружение в воду. Продолжительность второго этапа - 4 недели.

Переходить ко второму этапу следует только после того, как ребенок научился затаивать дыхание в ответ на команду "НЫРЯЕМ". Если команда еще не освоена, следует продолжить занятия в соответствии с программой для последней недели первого этапа.

Желательно проводить занятия каждый день. Минимально четыре дня в неделю. В том случае, если вы по какой-то причине пропустили два и более дней, то вместо первого погружения выполните полив, для того чтобы ребенок "вспомнил" команду.

8.1. Выполнение погружения

Погружение (ныряние с выполнением поддержки) проводится на второй половине третьего и шестого кругов при плавании на животе. Перед выполнением погружения подайте команду "Саша! НЫРЯЕМ!" и после небольшой паузы синхронно опустите свои руки так, чтобы тело ребенка полностью погрузилось в воду. Затем поднимите ребенка и поставьте его на ножки для того, чтобы он не успел испугаться.

Если ребенок хорошо научился задерживать дыхание, и после выполнения погружения не проявляет никаких признаков беспокойства, то через несколько занятий (не менее семи занятий) можно будет после окончания погружения не ставить ребенка на ножки, я продолжать упражнение на животе.

Вы можете постепенно увеличивать время пребывания ребенка под водой. Перед выполнением погружения обращайте внимание на готовность малыша к погружению, и если ребенок возбужден, выглядит уставшим или отвлекся, Вы можете отложить выполнение погружения или уменьшить время пребывания под водой.

9. Третий этап. Плавание на спине в шапочке с пенопластом

На этом этапе вам понадобится дополнительный реквизит - шапочка с пенопластовыми брусками. Способ изготовления спец. шапочки описан ниже. В течение первых двух недель первого этапа должны использоваться 6 брусков, затем на третьей неделе вытаскиваются 2 бруска снизу по бокам, на четвертой неделе еще 2 бруска.

Успех занятий на этом этапе зависит от того, насколько Ваш ребенок освоил плавательные движения на спине в течение предыдущих этапов обучения. Возможно, что Ваш ребенок станет вести себя беспокойно, выворачиваться и заглатывать воду. В этом случае Вам стоит решить, будете ли Вы продолжать плавание на спине. Если Вы подошли к третьему этапу в возрасте около 5-6 месяцев, ребенок уже может начинать бояться (в более раннем возрасте страх перед упражнением без непосредственной поддержки проявляется в меньшей степени). Возможно, что ребенка отвлечёт постукивание по краю ванной или вид любимой игрушки над головой.

9.1. Изготовление реквизита

Для изготовления реквизита Вам понадобится обычная хлопчатобумажная шапочка, капроновая лента (~1 метр) и пенопласт.

Лучше использовать пенопласт средней плотности (того, что обычно используют в качестве упаковки для быт. техники). Изготовьте шесть брусков размером 1.5х2.5х7 сантиметров. Обработайте их на огне, чтобы не крошились края. Нашейте ленту по всей передней кромке шапочки, закрепив ее так, чтобы в пустотах между шапочкой и лентой могли размещаться бруски. Бруски должны быть надежно закреплены лентой, чтобы они не выпадали во время занятий. Свободные концы ленты завяжите на расстоянии 25-30 см от шапочки, образуя кольцо.

9.2. Поддержка при плавании на спине

При плавании на спине поддержка осуществляется следующим образом: левая рука находится под затылком ребенка, правая рука продета в кольцо, образованное лентой. При плавании на спине головой вперед, слегка опустите правую руку, а левую руку держите чуть ниже затылка, так чтобы она не касалась его. Таким образом, ваши руки должны выполнять лишь страховочную функцию и не дать голове ребенка полностью опуститься под воду, если он начнет изворачиваться или поднимет слишком большую волну. При движении к правому краю ванны направляете движение подтягиванием за ленту.

9.3. Продолжительность и состав третьего этапа

Состав занятий на третьем этапе соответствует составу занятий на втором этапе, т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине (в шапочке), 9 кругов на животе (с нырянием), затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе.

Первые две недели третьего этапа в шапочку должны быть вставлены 6 брусков пенопласта. На третьей неделе вытаскиваются два крайних бруска, а на четвертой еще два. Полная продолжительность третьего этапа - четыре недели. На следующем этапе 2 бруска на шапочке остаются.

10. Четвертый этап. Ныряние без поддержки

Состав занятий на четвертом этапе соответствуют последней неделе третьего этапа, т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. Перед выполнением упражнения на животе снимается шапочка. В отличие от третьего этапа, вместо ныряния с поддержкой производится ныряние без поддержки ("торпеда"). "Торпеда" заключается в кратковременном отпускании ребенка после начала погружения. После того, как ребенок немного проплывет самостоятельно его необходимо подхватить и продолжить выполнение упражнения на животе.

Продолжительность четвертого этапа примерно 2 недели, в течение которых Вы можете постепенно увеличивать время и расстояние самостоятельного проныривания.

Предполагается, что после окончания упражнений в ванной Вы продолжите занятия с ребенком в бассейне. Если у Вас нет такой возможности, то Вы можете 1-2 раза в неделю проводить занятия соответствующие четвертому этапу, до тех пор пока ванна не станет безнадежно мала для вашего ребенка.

Любые замечания к тексту будут с благодарностью приняты.



Источник: http://www.yamama.ru/baby/fun/swim.html
Категория: Здоровье ребенка | Добавил: Дафна (31.03.2008)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz