Мы продолжаем тему агрессии у детей. В этот раз поговорим об особенностях проявления и причинах агрессии у малышей от четырех до шести лет.
В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. С большей силой заявляют о себе новые потребности.
В первую очередь – потребность в движении. Родители в связи с этим иногда насильно ограничивают двигательную активность ребенка. Естественная реакция малыша – гнев, который находит выход через агрессивное поведение. В этот период учащаются конфликты ребенка со взрослыми, вспышки раздражения, протест, неподчинение. Как же быть родителям в такой ситуации? Прежде всего им просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность малыша – это всего лишь период в его жизни. Он пройдет со временем, но он необходим каждому ребенку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.
Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте, – потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии чаще всего возникают как протест против помощи родителей в каком-либо деле, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.
Еще одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, - потребность в общении со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:
желание вступить в контакт;
умение организовать общение (слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации);
знание норм и правил общения.
Желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико. Если ребенок не научился общению, то он часто кулаками стремится приобрести популярность среди ровесников. Для родителей важно определить причину агрессивности своего ребенка и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников.
Методы снятия агрессивности у дошкольников
Для деток от четырех до шести лет можно использовать те же приемы, которые рекомендованы для раннего дошкольного возраста. Это и ролевые игры с игрушками, и рисунки, и игры с песком, водой, глиной.
Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии у детей является тест “Сказка”, составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок старается идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, либо спокойно, либо тревожно. Состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать малыш.
Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время живут в нем.
Этот тест легко проводить в семье, поскольку он не требует особых условий тестирования. Тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.
Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбрать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться. предлагать послушать следующую сказку.
В-третьих, если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая вас, прервите сказку и попробуйте рассказать ее в другой раз.
Необходимо обратить внимание также на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок нуждается в защите от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации – признак хорошего психологического здоровья.
Следует также помнить, что из теста следует отбирать как положительные так и отрицательные результаты, и пользоваться ими как ориентиром в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.
Еще раз напоминаем родителям, что во время проведения тестов необходимо проявлять спокойствие и дружелюбие. Относиться к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать их как точные данные. Результат теста – повод для изменения отношения в семье к ребенку. Если тревожащих ответов получилось много и они со временем не уменьшаются, то лучше обратиться к специалисту.