Взрослые люди устроены удивительно
скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что
прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том,
что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с
беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде
детскому психиатру».
Ребенок же живет в совершено другом
волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как
«домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным
щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.
Воображаемые
друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно
нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих
способностей.
Воображаемые друзья бывают разными: игрушка,
которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг,
которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и
подтыкать одеяло на ночь... Друг может быть взрослым и сильным, на
манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как
щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком,
вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не
обязательно человек, почти в половине случаев он - зверушка.
Нет
смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту - просто
ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо.
Воображаемый друг - прекрасный диагностический материал для родителей.
Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не
подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы
самого ребенка, так и семьи в целом.
Проблема: давление и гиперопека
Часто
ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не
всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека
может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для
собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых
друзей, который может развиваться по двум сценариям.
Сценарий первый:
в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями:
завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д.
Сценарий второй:
ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным
образом - ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в
этом случае будут нелепыми и беспомощными.
Кстати, это отличный
способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы:
возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные
стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.
Проблема: чувство вины
Невротическая
вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить
напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными
друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь
разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде
самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга,
или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого
спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то
фантастическое и обошлось).
Проблема: нехватка впечатлений
Если
в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов
о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. - это может
быть симптомом нехватки реальных впечатлений.
Даже взрослому
человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить
суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому
что завтра снова на работу... Через месяц-два такой жизни мы лезем на
стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать
психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою
жизнь, можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в
гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с
подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями
виртуальными.
Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь в не меньшей степени рутинна: будильник, детский сад,
одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же
приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель.
Хорошо
еще если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной
жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок... А
назавтра снова детский сад... И единственное место, где не так скучно,
- мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое
отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы в
последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с
тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы
новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье, ему явно
мало.
Некоторым выходом являются детские сады, работающие по
новым специальным программам, в которых заложено множество «событий»
значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но».
Например, эти
сады более чем платные, может стать сложностью для неработающих мам, и
требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать
сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от
большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже
нехорошо).
Проблема: нехватка общения
Чаще
всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя
одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание
родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько
рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный
представитель такого типа родителя - мама из мультфильма «Варежка» -
добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще
бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со
сверстниками.
Тут рекомендация может быть только одна - больше
общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и
их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.
Проблема: вытеснение
Как
правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои
тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если
друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это
какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера
Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он
нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще
и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься
- не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые и
легко решаемые проблемы, например, воображаемую собаку весьма просто
заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть,
в конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).
«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»
Самый
плохой вариант - если ребенок скрывает от вас своих воображаемых
друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда
вы просто не заметили воображаемого друга, ну кто бы мог подумать, что
милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего
малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?
Как
себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное - ничего
не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку:
поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все
истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона».
Однако
важно провести границу между фантазией и реальностью - отвечать за свои
поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей:
хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все
равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь
стоять ты.
Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9
годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу.
Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются
поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.
Вообще,
надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами
ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как
источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских
промахах.