В свои первые несколько лет жизни ребенок познает возможности своего
тела, а также насколько опасен мир вокруг него. Но ему еще не хватает
зрелости, понимания возможных результатов своих действий и способности
контролировать их. Когда малыш лезет пальцами в розетку, то это не от
смелости и не от непослушания, а от неспособности предвидеть
последующие результаты. Именно поэтому мы постоянно и неотлучно должны наблюдать за малышами.
То,
что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев
является попытками малыша стать более независимым. К концу первого года
жизни дети начинают пытаться познать границы своих возможностей («Смогу
я удержать чашку или уроню?»), вашего, родительского терпения («Можно
ли бросить бутылочку на пол, или мама рассердится?»), и даже границы
терпения других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный
замок?»). Именно посредством этих ужасных для родителей ежедневных
баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе чувство собственной
значимости, уверенность в себе, целеустремленность, решительность,
настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.
Как
родитель, вы должны определить, насколько можно поддерживать это
настойчивое стремление ребенка к риску и опасностям, без того, чтобы
поощрять нездоровое упрямство. И конечно, методы воспитания и
установление ограничений зависят от возраста ребенка.
К 7-8
месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила
поведения. Например, слово «Нет!». Но хотя ребенок в этом возрасте и
может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно,
что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или
контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
Правило № 1:
Вы не можете воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать от
годовалого ребенка того, что он будет следовать только словесным
приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или
просто оттаскивать его от опасного места. Скажите строго «Нельзя!»,
если ситуация действительно опасна (например, ребенок лезет в
электрические провода), добавьте лицу испуганное выражение. А затем
возьмите ребенка и уведите его от опасного места. Внимание самых
маленьких детей может отвлечь любое яркое цветовое пятно или громкая
музыка.
Для маленького ребенка риск – это игра. Он направляется
к балконной двери. Вы кричите «Нет!». Он берется за ручку балконной
двери. Вы бросаетесь к нему и оттаскиваете от балкона. Он вопит и
дрыгает ногами. Вы отпускаете его, он опять бежит к балкону. Что может
быть веселее этой игры? Малыши обожают подобные игры. Но почему-то мама
играет в них с ним только рядом с опасными объектами.
Правило № 2.
Почаще играйте с ребенком в подобные «догонялки», но с безопасными
предметами и с другим, не сердитым, а веселым настроением. Очень скоро
малыш поймет разницу и будет улавливать нюансы выражения вашего лица.
К
тому времени, когда ребенок достигает возраста 1,5-2,5 лет, то есть
когда начинает ходить и говорить, эти два достижения навсегда меняют
его и ваш мир. Это возраст, когда малыш «лезет во все». Это означает,
что в это время он максимально тестирует «на прочность» границы своего
мира, а значит, от родителей требуется окончательное установление
границ разрешенного и неразрешенного. Только помните, что большинство
поступков вашего ребенка в этом возрасте мотивируется интеллектуальным
любопытством, а отнюдь не желанием свести вас с ума, не упрямством и не
капризами. Даже тогда, когда он рисует вашей помадой «картины» на стене!
Отношение
к поведению ребенка во многом определяется настроением в данную минуту
его родителей. Одно и то же поведение может расцениваться как смелое и
независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай, сынок, попробуй
съехать с горки сам!»), и как упрямое или агрессивное, когда мы сами не
в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?!»). Постарайтесь
воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и
чувством юмора, независимо от собственного настроения. Не следует
повышать голоса. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию.
Правило № 3. Любые правила поведения и ограничения
надо доводить до ребенка без гнева и обязательно предлагать приемлемую
альтернативу запрещаемым действиям («На обоях рисовать нельзя – давай
порисуем в альбоме»).
Постепенно, в возрасте от 3 до 5 лет,
малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично
контролировать свое любопытство. Начиная с этого возраста он испытывает
родительское терпение уже не столько стремлением к риску, сколько
капризами «Купи!», обычно на публике. Что же делать, когда в
каком-нибудь торговом центре наш ребенок становится центром внимания
ужасающихся и жалеющих нас покупателей? Как справиться с орущим,
падающим на пол и дрыгающим ногами нашим драгоценным чадом?
Быстро
и хладнокровно разберитесь в причинах. Почему ребенок вдруг
закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В чем же главная
причина каприза? Может быть, потому что малышу жарко, он хочет пить или
слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и
эмоциональная. Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго
находиться среди толпы.
Постарайтесь сменить обстановку, если
ребенок долго не успокаивается. Лучше всего увести его в малолюдное
тихое место. Перемена обстановки, как правило, очень хорошо отвлекает
внимание ребенка. Если вам пришлось отложить при этом свои покупки, ну
что ж поделать, в жизни случаются вещи и похуже, в конце концов,
ребенок важнее.
Дайте понять ребенку, что вы его любите, но его
поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует
«правильное» и «неправильное» поведение. Плохое поведение всегда
приводит к неприятным последствиям. Например, вам придется уйти из
парка или с чьего-либо Дня рождения. Если ребенок осознает, что плохое
поведение так или иначе наказуемо, он будет стараться удерживать себя в
определенных рамках.