Само слово «музей» пришло к нам из латинского языка. «Muzeum» значит «храм муз». В древней мифологии музами называли богинь, покровительствующих искусствам и наукам. Следовательно, музей — это то место, где собраны и хранятся самые замечательные достижения человечества.
Приходит время и родители понимают: пора идти в музей, приобщать свое чадо к «прекрасному». Но тут в душу закрадываются сомнения: куда идти, что смотреть, о чем рассказывать, как заинтересовать ребенка, что нужно сделать, чтобы он хоть что-нибудь запомнил?
Многие, даже самые образованные родители теряются в догадках, пытаясь найти ответы на эти вопросы. Что неудивительно. Ведь о существовании такой науки, как музейная педагогика, знают немногие. А ведь именно эта наука занимается исследованием подобных проблем. Так вот, как утверждают музейные педагоги, множество пугающих родителей вопросов сводится к двум основным:
Что показывать? Как показывать?
Итак, первый вопрос: что показывать? По мнению современных ученых, показывать можно все. Главное, что вас должно волновать при выборе материала, – это реакция вашего собственного ребенка. Наблюдайте за ним. Если малышу интересно и он с удовольствием рассматривает произведение искусства, значит, ему это нужно. А если пугается, прячется за вас или стремится быстрее уйти из зала, значит, водить его именно в этот музей еще рано.
Но при кажущейся свободе выбора все-таки нужно учитывать определенные особенности детской психики. Не стоит шокировать ребенка и демонстрировать ему откровенно натуралистические, жестокие сцены. Например, отрубленные головы воинов на поле брани или картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Таким образом его можно напугать и вызвать отвращение к искусству вообще. Но в то же время не нужно ограждать его абсолютно от всех негативных эмоций. Грусть, печаль, тревога учат ребенка сопереживать, не быть равнодушным.
Теперь перейдем ко второму вопросу: как показывать?
Прежде всего перед походом в музей нужно постараться создать у малыша соответствующее настроение. Не стоит заходить в музей мимоходом, по дороге из одного магазина в другой. Лучше продумать заранее, куда вы пойдете, и обсудить это с ребенком. Неплохо было бы сначала рассказать ему, что такое музей, для чего нужен и немного именно о том музее, куда вы собрались, так вы подготовите его к встрече с «прекрасным». Тогда попав в «храм муз», ваш «экскурсант» будет более восприимчив к окружающим его предметам.
И вот вы в музее. Здесь так много всего интересного, что хочется сразу все посмотреть. Но именно этого и не стоит делать! Основная ошибка родителей заключается в желании показать малышу все и сразу. Охватить весь музей. А ребенку это не только не нужно, но даже вредно.
Так, малыш 5—6 лет эффективно усваивает материал в течение первых 15—20 минут, что в среднем позволяет рассмотреть не более 10 экспонатов. Следовательно, ребенку этого возраста не стоит находиться в музее более получаса. И помните, уйти нужно до того, как он устанет. Чтобы потом малышу снова захотелось сюда прийти.
И постарайтесь, чтобы ваш совместный выход не превратился для маленького человека в назидательную лекцию. Порой случается так, что родителями овладевает огромное желание вывалить на головы своих отпрысков все, что они знают по тому или иному поводу. Они говорят и говорят без умолку, не замечая, что ребенок уже давно находится в другом конце зала.
Чтобы подобного не случилось с вами, старайтесь не давить знаниями, а следовать за ребенком. Ваша задача – построить общение в форме диалога, а не монолога. Такой подход обусловлен особенностями психологии детей. Если вы хотите, чтобы ваш маленький собеседник что-либо усвоил, нужно вызвать его на диалог. Постараться своими вопросами навести его на правильную мысль, чтобы он, опираясь на собственный опыт, сделал вывод самостоятельно.
Но не забывайте, что дети есть дети. Им трудно долго устоять на одном месте. Поэтому дайте им возможность подвигаться. Например, найдите такой экспонат, который можно обойти с разных сторон. Как рассказывают экскурсоводы, дошкольники очень любят рассматривать скульптуры. Во-первых, потому что объемное изображение им ближе и понятнее, чем изображение на плоскости. Во-вторых, скульптура часто имеет немалые размеры, что, безусловно, впечатляет маленького посетителя. И, в-третьих, ее можно обойти с разных сторон и рассмотреть как следует. Что это по сути дела, как не игра.
Во что еще можно поиграть в музее? Например, представить себя героем картины. Выберите такое полотно, на котором изображено как можно больше людей. Это может быть, например, «Взятие снежного городка» В.Сурикова. Предложите ребенку выбрать кого-нибудь из участников масленичного гуляния или из зрителей и представить, что это он. Попросите рассказать об этом человеке. Кто он? Как его зовут? Чем он занимается? Может, ваш фантазер придумает целую историю о том, что произошло с его героем до действия, изображенного на картине. Или даже постарается оживить его, встать в ту же позу, сделать такое же выражение лица. Такой прием называется «оживление произведения». Используя его, обратите внимание ребенка на эмоциональный настрой картины. Что чувствует его герой? Ему грустно или весело?
И так далее. Задавая вопросы, постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок замечал не только то, что изображено, но и как это показано. Таким образом, вы прививаете такие качества, как внимание, наблюдательность, умение детально рассматривать произведение искусства. Это, по сути дела, способствует развитию восприятия.
Что еще? Конечно, хочется, чтобы кроха сохранил в памяти хоть что-то из того, что он увидел и услышал. Как это сделать?
Было бы неплохо, если по дороге домой вы поделитесь своими впечатлениями и обсудите: что понравилось, а что нет и почему. А дома расскажите обо всем папе или бабушке, причем постарайтесь дать ребенку возможность лидировать. Но и вы тоже участвуйте в беседе, выскажите свое мнение. Ведь все-таки ходили в музей вместе.
Дети – личности довольно впечатлительные, и вполне возможно, что ребенок захочет поиграть во что-то после посещения музея. Это может быть игра в космонавтов, в древних рыцарей или даже в палеонтологов. Фантазия в данном случае безгранична. Поддержите ребенка, составьте ему компанию или пригласите кого-нибудь из его друзей. Как утверждают психологи, закрепление нового материала через собственную деятельность – весьма продуктивный метод.
Учитывая это, вполне разумно использовать еще один способ закрепления – копирование. Формы могут быть разные: рисование, лепка, аппликация, главное – малыш должен попробовать передать сам то, что он запомнил. Вы, в свою очередь, отнеситесь к его творчеству с должным вниманием, и тогда, возможно, в вашей квартире откроется филиал Третьяковской галереи, и очень скоро вся стена будет увешана живописными работами.
Еще большего творческого подхода потребует и выполнение следующего задания: создать подобное увиденному. Что это значит? Например, в музее вы познакомились с натюрмортом и увидели, что на картине изображены предметы быта: графин с водой, раскрытая книга, надрезанное яблоко. Создается впечатление, что какой-то человек только что завтракал и читал книгу и был вынужден срочно уйти. А все осталось на столе. По натюрморту мы можем представить себе этого человека: сколько ему лет, что он любит, богатый он или бедный, образованный или нет. Поговорив с ребенком об этом в музее, дома предложите ему нарисовать натюрморт, рассказывающий о каком-нибудь знакомом ему человеке. Это может быть он сам, его папа или мама или даже любимый сказочный персонаж. Потом обсудите, почему он нарисовал именно так, а не иначе. И будьте уверены, что, создав свой шедевр, ваш «художник» надолго запомнит, что такое натюрморт.
Это лишь некоторые советы о том, как можно привить ребенку любовь к «прекрасному». Возможно, вы придумаете что-нибудь интересное сами или ваше чадо вам подскажет. Пробуйте, экспериментируйте, и у вас все обязательно получится. Было бы желание!
Комментарий психолога
Подготовить малыша к посещению музея необходимо. Что такое музей? Чем он отличается от квартиры, офиса, магазина, ресторана? Поясните это малышу.
В то же время следует выяснить и для себя: зачем вы с ребенком идете в музей? Почему именно в Палеонтологический, а почему не в музей, скажем, старинных автомобилей?
Иначе говоря, музей должен появиться не как «шишка на ровном месте», и не потому, что много уважаемых людей говорило о пользе его посещения, а в некотором контексте. Родители должны хорошо понимать, что они ждут от этого похода, чем музей может быть интересен лично им и их ребенку. Возможно, ваш малыш без ума от автомобилей, тогда вполне логично сходить в Политехнический музей, а не в Дарвиновский, который в данный момент его не интересует.
Музейная педагогика – что это?
Музейная педагогика – совершенно уникальная и еще очень молодая наука, возникшая на стыке истории, психологии и педагогики.
Исторически сложилось так, что в 1970-е годы 20 столетия в Германии возникло новое направление в музееведении. Оно было ориентировано на изучение возрастных особенностей музейной аудитории, взаимосвязи школы и музеев, разработку игровых методов при знакомстве с произведениями искусства. Данное направление и получило название «музейная педагогика».
В Россию она пришла в 1990-е годы и за последние 12 лет достигла высокого уровня развития. Сейчас во многих отечественных музеях работают отделы музейной педагогики. Музееведы занимаются внедрением музейно-педагогических программ, рассчитанных на детскую и школьную аудитории, интерактивных экскурсий, музейных праздников.
Существует два основных вопроса:
Что показывать?
Можно все, но главное – не навреди!
Отвращение и страх недопустимы.
Как показывать?
Заранее настроить ребенка.
Находясь непосредственно в музее, показывать немного и недолго.
Не монолог, а диалог.
От образа к термину.
Побольше движения.
Играть! (представить себя героем, оживить произведение искусства)
Закрепление.
Рассказ.
Игра.
Копирование.
Создание подобного.
Комментарий психолога
Лучшим «стимулом» для ребенка является блеск родительских глаз и неподдельный восторг от того, что им, родителям, действительно нравится. Если вы хотите, чтобы ваш малыш интересовался художественными, историческими или любыми другими музеями, вы должны хоть немного интересоваться этим сами. Учтите, что если вы никогда сами по себе, без ребенка, не пошли бы в Пушкинский музей, то вам вряд ли удастся заставить вашего малыша хоть сколько-нибудь заинтересоваться этим музеем, только потому, что вы думаете, что посещение музея полезно для какого-то «общего развития».
Это надо знать
Правила посещения музея разрабатываются согласно уставу каждого отдельно взятого музея. Общих распоряжений не существует. Но, как правило,
музеи работают 6 дней в неделю, выходной чаще всего понедельник
один день в месяц – санитарный, музей закрыт
дети дошкольного возраста посещают музей бесплатно
школьникам, студентам, пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям предоставляются льготы при покупке входных билетов
в большинстве музеев один день в месяц отводится на бесплатное посещение постоянных экпозиций лицами, не достигшими 18-летнего возраста
Мини-обзор музеев- Наталья СМИРНОВА
Город–крепость
Наверняка гуляя по Москве, вы не раз показывали своему ребенку Красную площадь, Кремлевские стены. Если еще не заходили вовнутрь, то сейчас самое время сделать это. Выберите погожий денек и отправляйтесь погулять по территории Московского Кремля. Именно внутри этой крепости первоначально находилась Москва. Потом росла наша столица и выросла до теперешних ее размеров. И детям порой очень трудно представить, что когда-то она была такой маленькой. К тому же ваш малыш получит потрясающую возможность увидеть царь-пушку, которая никогда не стреляла, и огромный царь-колокол, который никогда не звонил. Также на территории Кремля находятся пять соборов: Успенский, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризположения и Патриарший дворец, которые вы можете посетить. В Алмазный фонд попасть довольно сложно, для этого нужно выкупать путевку для группы заблаговременно. Экскурсии в Оружейную палату также заказываются заранее. Но если вы подгадаете и подойдете к определенному времени, то из желающих по предварительно приобретенным в кассах билетам формируются группы, и вы сможете вместе с ребенком прослушать экскурсию. Сеансы: 10:00, 12:00, 14:30, 16:30.
Адрес: Кремль, Соборная площадь.
Проезд: до ст. м. «Александровский сад», «Арбатская», «Боровицкая»
Тел. 202-37-76
Работает ежедневно с 9:30 до 17:00 (касса до 16:30), кроме четверга.
Стоимость входного билета (территория и посещение соборов) – 30-70 руб., Оружейная палата – 30–100руб.
Страницы истории
В истории России Великая Отечественная война – безусловно, одно из самых значительных событий. Государственный Музей обороны Москвы предлагает своим юным посетителям и их родителям воочию увидеть и понять, что это была за война. Пусть ваш ребенок и не поймет всей грандиозности происходящего в то время, но его вряд ли оставит равнодушным настоящий вагон, в котором солдаты ехали на фронт, землянка, немецкий мотоцикл, самолет и многое другое не менее интересное. А уж знаменитая «Катюша», причем самая настоящая, которая стоит у входа в музей, доставит ему огромное удовольствие. Ведь по ней можно полазить!
Экскурсии проводятся в музее организованно, для групп школьников. Но можно заказать и «семейную экскурсию», которая включает в себя обзорный рассказ о музее примерно на 30 мин. Экскурсовод будет работать даже с одним человеком, и стоимость такой экскурсии составит примерно 50 руб.
Адрес: Мичуринский пр-т, Олимпийская деревня, д. 3
Проезд: до ст. м. «Юго-западная», далее авт. 227, 667 или м. «Проспект Вернадского» , далее авт. 830, 710
Тел.: 430-05-49, 431-74-09
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00), кроме пн, вс
Стоимость входного билета 12–30руб.
В мире животных
Известно, что дети любят животных, поэтому с удовольствием примут предложение сходить и посмотреть на «братьев наших меньших». Государственный Дарвиновский музей в этом плане – место самое подходящее. Сюда, как и в зоопарк, ходят дети всех возрастов, каждый находит для себя что-то интересное. Здесь представлены картины, изображающие животных, скульптуры, есть даже электроприводные макеты. Особое внимание создатели музея отдали такому направлению науки, как таксодермия (изготовление чучел животных). Над созданием экспонатов трудились настоящие профессионалы своего дела, поэтому здесь животные почти как настоящие, вот-вот спрыгнут с постамента и убегут. В каждом зале музея есть видеотека, ваш ребенок может посмотреть фильм (примерно 10 мин.), рассказывающий о представленных здесь живых существах. Просмотр видеофильма входит в стоимость входного билета и проводится по сеансам: ср, чт, пт – 16:30, сб, вс – 12:00,14:30,16:30. К тому же есть световидеомузыкальная экспозиция под названием «Живая планета», представляющая собой показ видеофильма в течение 20 мин. И дополнительно к этому те животные, о которых рассказывается, эффектно подсвечиваются. Очень эмоциональное зрелище!
В музее можно предварительно заказать групповую экскурсию или, если вы пришли с ребенком вдвоем, просто присоединиться к группе. Для детей среднего и старшего школьного возраста проводятся различные занятия и семинары. А младшие школьники (6–9 лет) могут прослушать цикл под названием «Знакомьтесь, музей!», который включает в себя 3–4 занятия по 45 мин., проводимых с интервалом в две недели. Абонемент нужно выкупать заранее.
Адрес: ул. Вавилова, д.57
Проезд: до ст. м. «Академическая», далее пешком или м. «Университет», далее авт.119, трамв. 14, 37 до ост. «Улица Дмитрия Ульянова»
Тел. 135-33-82
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме пн, последней пт каждого месяца
Стоимость входного билета – 15–40 руб.
Юные естествоиспытатели и натуралисты! Внимание! Вас с нетерпением ждут в Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова. Экспозиция представляет собой останки вымерших животных – тех, кто когда-то населял нашу планету. Особое впечатление производит панорама, которая располагается при входе в музейные залы. На стене перед вами предстает вся эволюция жизни на Земле, внизу зеркальный пол, сверху такой же зеркальный потолок. Такое ощущение, что перед вами бесконечность, а наш мир – лишь ее частичка. Зрелище просто потрясающее! И, конечно же, динозавры – огромные скелеты, макеты и изображения этих древних ящеров. К тому же музей находится в лесной зоне, где вы потом можете погулять.
Экскурсии организуются заранее, по предварительной записи и только для групп. Но если вы идете в музей с целью получить информацию, то можно заказать «семейную» экскурсию. За определенную плату экскурсовод будет работать с вами индивидуально. Стоимость такой услуги – около 500 руб.
Адрес: ул. Профсоюзная, д.123
Проезд: до ст. м. «Коньково», «Теплый Стан», далее трол. 72, 81 до ост. «Палеонтологический музей»
Тел. 339-45-44
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00), кроме пн, вт. Стоимость входного билета – 20–45 руб.
Чудеса техники
Если ваш малыш постоянно разбирает игрушки с целью узнать, как они устроены, то вам пора в Политехнический музей. Там он познакомится с удивительным миром техники, увидит старинные автомобили, музыкальные шкатулки, говорящих роботов, космические ракеты и многое другое. К тому же там имеется «Игротека» – зал игровой техники, где его ждут интерактивные экспонаты, с которыми можно поэкспериментировать. Это прекрасная возможность совместить полезное с приятным: поиграть и в то же время познакомиться с законами физики.
Музей проводит огромное количество экскурсий по различным темам. Заявки принимаются заранее. Основной контингент посетителей – школьники. Но если ваш ребенок еще не достиг школьного возраста или вы просто пришли без группы, можно присоединиться к какому-нибудь экскурсоводу и послушать.
Адрес: Новая площадь, д. 3/4, подъезд 1.
Проезд: до ст. м. «Китай-город», «Лубянка», далее пешком
Тел. 925-06-14
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00), кроме пн и послед. чт каждого месяца
Стоимость входного билета –
10–20 руб.
Здесь живут сказки
Есть в центре шумной Москвы сказочный домик – теремок с резными ставнями и остроугольной крышей. Это Дом-музей В.М.Васнецова, известного русского художника, создававшего свои картины по сюжетам русских сказок. В этом доме, действительно, вместе со своей семьей жил художник, более того, он сам его проектировал. И что интересно, даже внутреннее убранство и мебель выдержаны в едином древнерусском стиле и тоже выполнены по эскизам художника. Там же вы найдете много картин мастера.
Музей проводит экскурсии только для групп и по предварительным заявкам. Но если вы придете туда просто так, побродить по теремку, то ваш ребенок почувствует себя, как в сказке, Иваном Царевичем или Василисой Прекрасной. Никак не меньше.
Адрес: переулок Васнецова, д.13
Проезд: до ст. м. «Сухаревская»
Тел. 281-13-29
Работает ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме пн, вт и послед. чт. каждого месяца. Стоимость входного билета – 10–25 руб.
Дом сказок «Жили-были» – это театр и музей одновременно, где проводятся увлекательные путешествия в сказки. Занятия рассчитаны на детей 6–12 лет. Из желающих (лучше по предварительной записи, но не обязательно) формируются группы, дети переодеваются в сказочных героев и отправляются в сказку. В процессе такой театрализованной экскурсии разыгрываются различные сказочные ситуации, участники знакомятся с фольклором, авторскими сказками, познают быт разных народов. И что необычно – все старинные и диковинные предметы, представленные в музее, можно потрогать. А это ужасно интересно! Если вы считаете, что рано отправлять ребенка одного, то вы вполне сможете присоединиться к нему и послушать экскурсию (переодевание и участие в данном случае не гарантировано). Для этого нужно только купить еще один билет.
Адрес: ВВЦ, пав.№ 8 («Юные натуралисты»)
Проезд: до ст. м. «ВДНХ»
Тел. 974-61-87
Работает ежедневно, сеансы 10:00,12:00,14:00,16:00 (для групп)
сб, вс (для индивидуального посещения)
Стоимость входного билета – 150 руб.
Царство муз
Огромное здание с колоннами, словно древнегреческий храм, но здесь живут не боги, а музы. Это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Поход в этот один из крупнейших музеев России – настоящее путешествие во времени. То вы попадаете в «греческий дворик», где вас встречает грозная Афина, то в Средневековье с рыцарями в доспехах, то вдруг оказываетесь в мрачном зале египетских фараонов. По музею можно бродить долго, за один раз трудно все обойти. А посмотреть есть что – живопись, графика, скульптура, гравюра, иконопись, миниатюра.
Экскурсии проводятся для школьников, начиная с 4—5 класса, заказ на группу принимается заранее. Но малышей здесь тоже не забывают. Работают различные кружки, изостудия. Особенно интересны разработанные сотрудниками музея циклы занятий для так называемых «семейных групп». Такая группа формируется из детей и их родителей, которые один раз в месяц приходят на занятие. Они знакомятся с музеем, играют, беседуют, выполняют различные задания. Набор в такие группы детей (с 5 лет) осуществляется заранее. Также в музее проводится эксперимент – разовые занятия-экскурсии с 4-летками.
Адрес: ул. Волхонка, д.12, главное здание
Проезд: до ст. м. «Кропоткинская»
Тел. 203-79-98
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме пн
Стоимость входного билета – 10–25 руб.
Если вы желаете поближе познакомиться с русским искусством, Государственная Третьяковская галерея – это то, что вам нужно. Музей поистине уникальный. Первоначально это была частная коллекция Б.Г.Третьякова, которую он завещал в дар родному городу – Москве. Сейчас это крупнейший музей, где представлено исключительно национальное русское искусство XI–XX вв. Будьте уверены: каждый посетитель в этом музее найдет что-то свое. Это относится и к детям. Достаточно только увидеть картину В.Васнецова «Богатыри» размером в полстены. Чем не повод вспомнить русские сказки и былины?
Не торопитесь сразу осмотреть все. Если ваш ребенок устал, то вы спокойно можете посидеть прямо в зале, скамеек здесь хватит на всех.
Заказы на групповые экскурсии производятся заранее, но для индивидуального посещения можно приобрести абонемент на определенное количество экскурсий, которые проводятся в музее с периодичностью в несколько недель.
Адрес: Лаврушинский переулок, д.10
Проезд: до ст. м. «Третьяковская», «Полянка»
Тел. 230-77-88
Работает ежедневно с 10:00 до 19:30 (касса до 18:30), кроме пн
Стоимость входного билета –
20–50 руб.
Выбирайте, ищите, смотрите! Ваш ребенок всегда найдет что-нибудь интересное для себя в каждом музее.
Успехов вам и прекрасного времяпровождения!
Это надо знать
Правила посещения музея разрабатываются согласно уставу каждого отдельно взятого музея. Общих распоряжений не существует. Но, как правило,
музеи работают 6 дней в неделю, выходной чаще всего понедельник
один день в месяц – санитарный, музей закрыт
дети дошкольного возраста посещают музей бесплатно
школьникам, студентам, пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям предоставляются льготы при покупке входных билетов
в большинстве музеев один день в месяц отводится на бесплатное посещение постоянных экпозиций лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Консультанты: Светлана Павлова, научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, Лидия Тихонович,психолог
Автор: Афанасьева Наталия. журнал "Няня", 2003 год № 11