В двух словах это можно определить как «тяготение ко злу», «завороженность злом». Личность юного человека сильно, порой непоправимо искажается. Его мучают страхи, и параллельно в душе копится злоба. С другой стороны, детей начинают манить мистические бездны. Уязвленное самолюбие тешит себя мечтами о власти, а оккультизм услужливо предлагает простые пути к заветной цели: только овладей секретами магии, развей в себе необычные способности, войди в разряд посвященных – и все будут у твоих ног. Втягивание детей в орбиту оккультизма происходит через различные каналы. Это и компьютерные игры, и фильмы, и мультфильм «Покемон», знакомящий малышей с демоническими существами и их повадками. Само название Pockemon говорит о многом, ведь это сокращенное «pocket monster» – «карманное чудовище». И книги? Об одной из самых популярных, «Гарри Поттере», написанной Джоен Ролинг, и пойдет речь в этой статье.
Шиворот-навыворот
Даже, наверное, в конце времен, когда небо будет сворачиваться, как свиток, найдутся люди, которые произнесут знаменитую горбачевскую фразу: «Не надо драматизировать». Вот и теперь можно услышать, что тревога по поводу «Гарри Поттера» необоснована. Никакое это не введение детей в оккультизм, а нормальная сказка. Причем хорошая и добрая. И успокоенные родители покупают своему чаду следующий том.
Но элементарный анализ говорит о том, что успокаиваться не стоит. Слишком уж она странная, эта «нормальная сказка». В обычных сказках (как народных, так и авторских) главный герой не бывает волшебником. Он может получить волшебный атрибут или волшебное свойство, но обычно лишь на время. И суть все-таки не в волшебных атрибутах, а в личных качествах протагониста, за которые он, собственно, и бывает вознагражден волшебными дарами.
Даже совершенно фантастические персонажи: вытесанный из полена Буратино, мальчик-луковка Чиполлино, Незнайка, Гвоздик, Карлсон — и те не волшебники. И это не случайно. Сказка создает модель мира, а миром не должны править маги и чародеи. Это, пожалуй, главное условие интеграции языческих персонажей в сказки христианского мира.
В «Гарри Поттере» все шиворот-навыворот. Главный герой — волшебник. Почти все остальные персонажи — тоже. Люди фигурируют где-то на обочине либо как негодяи, либо как полудурки. И уж, конечно, как существа, низшие по отношению к магам. А поскольку ребенок больше всего сопереживает главному герою, он начинает ему подражать и претворяет усвоенные модели поведения в реальной жизни.
Уроки тайной комнаты
Сегодняшняя подростковая масс-культура склонна провоцировать садизм. Но «милая, добрая детская книжка» выделяется даже на таком общем фоне.
«Кто-то из третьекурсников нечаянно забрызгал лягушачьими мозгами весь потолок в подземелье». Вы только подумайте, сколько ж лягушек нужно было извести, чтобы забрызгать ВЕСЬ потолок?!
Очень идиллично развлекаются и друзья Гарри Поттера (добрые, хорошие волшебники!): «Фред с Джорджем ставили опыт: что будет, если скормить саламандре бенгальский огонь... В кабинете ухода за волшебными существами Фред освободил из заточения ярко-оранжевую ящерицу, и сейчас она дымилась на столе, окруженном кучкой любопытных... Саламандра вдруг взмыла вверх и бешено закружилась по комнате, громко треща и разбрасывая искры. Изо рта у нее посыпались оранжевые звезды, раздался легкий взрыв, и саламандра, охваченная пламенем, исчезла».
Обратите внимание, как эстетизировано убийство. Особенно романтичны оранжевые звезды изо рта... Смерть вообще старательно девальвируется в «милой, доброй сказке». И не только смерть рептилий.
Два преподавателя школы магов сражаются на дуэли. Один падает. Слышится возглас: «Он жив?» «Да хоть бы и нет!» — дружно ответили Рон с Гарри. (Опять-таки это говорят добрые волшебники, ученики поверженного.)
И еще одна милая шутка положительных героев: Гарри интересуется, за какие такие особые заслуги выпускник школы магов Реддл получил награду. «Да за что угодно, — отвечает его друг Рон. — Может, он спас профессора от гигантского спрута... Или убил Миртл, а это кому угодно принесет славу».
Не читавшим книгу объясняем: Миртл — это, по сути, самый трагический персонаж книги «Гарри Поттер и тайная комната». Несчастная девочка, над которой издевались при жизни и продолжают издеваться после смерти. Мертвый ребенок, образ которого писательница старательно принижает и уродует. В результате к невинной жертве вместо сострадания возникает чувство презрения и брезгливости. Миртл — плакса (ха-ха!), толстая, прыщавая, очкастая (хи-хи!), ее привидение обитает в туалете (обхохочешься!).
По-садистски преподнесен и один из самых душераздирающих моментов. Миртл, замученная издевательствами, решила покончить с собой. Но в последнюю минуту вспомнила, что она и так уже умерла. То есть ей никуда не деться от насмешек, она обречена на вечные муки.
Такого «добра» в книгах Ролинг навалом.
От теории — к практике
А теперь немного об отработке усвоенных моделей поведения. Первыми российскими жертвами стали 20 новосибирских школьников, доставленных в больницу в тяжелейшем состоянии из-за отравления медным купоросом. Отравили их восьмиклассники, вдохновленные «хорошей, доброй сказкой». На перемене они подошли к четвероклашкам и предложили выпить «волшебный напиток», сделанный по рецепту Гарри Поттера.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы дети совершали подобные преступления под влиянием детских сказок? «Алисы в Стране Чудес», «Волшебника изумрудного города», «Трех толстяков», книг Кира Булычева?
Конечно, ученики 8-го класса не путают происходящее в книге с реальностью жизни. И давая младшим медный купорос, прекрасно понимали, что это волшебное зелье «понарошку». Не могли они и не знать, что медный купорос — особо опасный яд. Но начитавшись «Поттера», они заразились этакой веселой жестокостью, они сами захмелели от зелья черного юмора, когда унизить, причинить боль и даже умертвить — это «прикольно».
А те, кого отравили? Их реакция настораживает еще больше. Ведь им уже 10 лет! Их целых 20 человек! Представляете, никто из двадцати не усомнился, все доверчиво выпили «волшебный напиток». Причем поверили не авторитетному взрослому — маме или учительнице, — а ребятам чуть постарше. Значит, на них книга произвела поистине гипнотическое впечатление, а не просто понравилась, не просто увлекла. В их головах, вопреки утверждениям экспертов, как раз перепутались вымысел и реальность. Мечта о волшебстве, живущая в каждом ребенке, была разогрета книгой про маленьких всемогущих волшебников до страстной жажды, и вовремя протянутый для ее утоления медный купорос не испугал, потому что страсть заглушила здравомыслие. И не только здравомыслие, но и инстинкт самосохранения.
Когда это понимаешь, становятся смешны аргументы защитников книги: дескать, для магических составов «Гарри Поттера» нужны рог единорога, волшебная палочка, перья феникса. А раз их в природе не существует, не стоит беспокоиться. Но это все равно как утверждать, что современная хозяйка никогда не сможет приготовить борщ по дореволюционной поваренной книге Елены Молоховец. Ведь среди ингредиентов, входящих в рецепт, перечисляются каперсы. Практика показывает, что женщины нимало не смущаются отсутствием в хозяйстве этого ингредиента, а берут из рецепта Молоховец свеклу, морковь, лук, картошку и готовят отменный борщ. Почему же детей должно смутить отсутствие пера птицы феникс? Других-то ингредиентов хоть отбавляй. Обрезки ногтей и волос, которые пускают в ход герои книги для приготовления колдовского зелья (прямо как в «Практической магии» Папюса!), вовсе не экзотика. Лягушки тоже. Ну, а уточнение рецептуры можно произвести по другим книгам. Благо, «Гарри Поттер» и тут дает ориентиры, упоминая совершенно необязательные в детском хозяйстве приворотное зелье, любовный напиток, каббалистику и древние руны.
Реалистичность колдовства
Кэрил Матришиана, американка индийского происхождения, пережившая в свое время увлечение оккультизмом, даже сняла документальный видеофильм «Гарри Поттер — колдовство в новой упаковке, показывающий зло как норму». «Через книги про Поттера, — говорит Матришиана, — дети даже дошкольного возраста приучаются к человеческим жертвоприношениям. Им показывают, как высасывают кровь из мертвых животных, как духи овладевают человеком». Говорит она и о других сатанинских ритуалах, например, о сцене на кладбище в четвертой книге. В котел с колдовским варевом служитель Воланда де Морта Вормтейл опускает сверток, в котором находится змееподобное существо — так сказать, бренные останки главного злодея. Затем в котел магическим способом переносят кости отца этого злодея. Затем Вормтейл отрубает себе правую руку (до чего ж милая, добрая детская книжка! ) и тоже бросает ее в котел.
И, наконец, Вормтейл добывает кровь присутствующего при этом действе Гарри и пополняет ею содержимое котла. В результате Волан де Морт оживает.
Матришиана свидетельствует о множестве буквальных совпадений колдовских ритуалов «Поттера» с ритуалами сатанинской секты Викка, официально зарегистрированной в США.
Да, собственно, и сама писательница не отрицает оккультного характера своих книг. В радиоинтервью на Nationa Public Radio. Ролинг рассказала о проведенном ею специальном исследовании магических обрядов и язычества. По ее собственному признанию, она это сделала для того, чтобы колдовство в «Поттере» выглядело более реалистичным. Не сказочным, как уверяют нас эксперты, а реалистичным! Примерно треть обрядов, описанных в ее книгах, с гордостью заявила Ролинг, основано на настоящих оккультных действах.
Магия превыше всего
Об отношении в «Гарри Поттере» к людям как к низшим существам мы уже писали. Теперь настало время ответить на вопрос «почему». В одной из книг Гарри достаточно пренебрежительно отзывается о своей матери. Так может говорить лишь человек, ощущающий свое неоспоримое превосходство. Но в чем превосходство мальчишки-сопляка над матерью, тем более покойной? Превосходство во владении магией. Это самый главный критерий. Критерий чисто оккультный: владеешь магией — включаешься в разряд хозяев жизни, не владеешь — низшая раса. Правда, оккультный мир «Гарри Поттера» достаточно демократичен: магами можно стать, но для этого нужно хорошо учиться, грызть гранит магической науки.
Если же маглы дурно относятся к магии, то они записываются в категорию «плохих». Отношение к магии — вообще самый главный критерий оценки людей в книге. Взгляд богоборчески-оккультный, ибо все авраамические религии (христианство, мусульманство и иудаизм) безоговорочно считают магию злом и не делят колдунов на хороших и плохих.
Представления о добре и зле, которые внушает детям «милая сказка», тоже специфически оккультные. «Добро и зло (в книгах Ролинг) вообще пребывают в единстве, — говорится в очень содержательном докладе Ольги Елисеевой «Оккультные идеи в «Гарри Поттере», — они как бы разные стороны одного и того же существа. И пребывают в равновесии. Эта идея дана через образ учителя Люпина в третьей книге. Добрый Люпин лучше всех своих предшественников учит детей, как защищаться от темных сил. Он же каждое полнолуние становится волком-оборотнем, то есть превращается в ту самую темную силу, от которой учил защищаться. Идея равновесия добра и зла в одном существе относится к самому архаичному пласту оккультных представлений».
Особенно нагло оккультная мистика добра и зла предъявлена в образе главного героя. Вы когда-либо встречали в детских сказках, чтобы самый гнусный персонаж передал самому лучшему герою часть свой черной «энергии»? Так сказать, подселился в его душу, заряжая ее демонизмом? Представьте себе, что после победы над Змеем Горынычем добрый молодец при столкновении с очередными злыднями выдувал бы изо рта зловещие языки пламени. То есть добро побеждало бы зло силой, унаследованной от ранее побежденного зла! Для традиционной религиозной системы координат — это дикость, а для оккультизма — норма.
Из такого глобального искажения вытекают и более мелкие. Мы уже не раз упоминали о дурных поступках Гарри и прочих добрых волшебников. И речь идет не о милых шалостях, которые позволяли себе Малыш и Карлсон или Дениска и его друзья из рассказов Драгунского. Герои Ролинг часто врут, воруют, проявляют жестокость к людям и животным, глумятся, презирают физический труд, систематически нарушают школьные установления, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства».
Нам возразят, что дурные поступки совершают не только герои Ролинг. Буратино продал букварь, купленный Папой Карло на последние деньги, и вместо школы побежал в кукольный театр. Нильс обидел гнома. Но для авторов нормальных детских сказок дурной поступок героя — это повод лишний раз укрепить в детях представления о добре и зле, показать, что безнравственность никогда не остается безнаказанной.
Гарри и его друзья вне морали. Белой кости, шестой расе человеческие законы не писаны, они — сверх, они — над.
Сказка ложь, да в ней намек...
То, что «Гарри Поттер» — не сказка, мы, надеюсь, доказали. Мифом это тоже не назовешь: герои мифов не учатся в школе и не живут в мире, напичканном современными реалиями. Но тогда что это такое?
Подсказку дала сама Ролинг. В одной из ее книг приведены названия учебников, по которым обучаются маленькие волшебники в школе магов. Не правда ли, странноватые названия?
Не «Занимательная магия» или «Гадание на картах», а «Заговор вампиров», «Каникулы с каргой», «Духи на дорогах». Больше подходит для художественной литературы, нежели для учебного материала.
А с другой стороны, реальные школьные учебники все чаще пишутся в форме приключений. В них есть примитивный сюжет, некие сквозные герои. Почему бы и детским пособиям по оккультизму не называться «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и философский камень»? Такая гипотеза все ставит на место. Книги Ролинг халтурны? Это вообще не литература? Но учебное пособие и не должно отличаться высоким литературным мастерством: стройностью художественной композиции, самобытностью персонажей, оригинальностью сюжета, тонким психологизмом, богатством языка. Главная цель учебника — максимальная усвояемость материала. Чем увлекательней материал, тем лучше он усваивается. Волшебство, магия — сам по себе материал увлекательный, а если еще подать его в форме приключенческих историй с героями-школьниками, да с помощью убойной мегарекламы внушить, что только читатель «Гарри Поттера» имеет право на звание человека, то можно не сомневаться: материал будет усвоен на пять с плюсом и переход в следующий класс гарантирован.
Татьяна ШИЛОВА, Ирина МЕДВЕДЕВА, детские психологи
Поттеромания
Поттеромания, охватившая весь мир, не обошла стороной и Россию. На тот момент, когда издательство «Росмэн», обладающее всеми правами на перевод книг о Гарри Поттере на русский язык, выпустило в свет всего две книжки — случился маленький скандал. В российском Интернете появились альтернативные переводы книг о мальчике-волшебнике.
Авторов интернетовских переводов книг о Гарри Поттере, по их собственным словам, абсолютно не устраивает качество росмэновских переводов. На одном из сайтов приводятся такие примеры. Фраза «...his bottom drooped over either side of the kitchen chair...» переведена росмэновским переводчиком как «...бока у него свисали с краев табуретки...». На сайте: «...его задница не умещалась на стуле». Или: «Мне бы надо самому сходить за вещами», — подумал Гарри, глядя, как Джордж, вынув из кармана шпильку, стал ковырять ею в замке». Альтернативный перевод: «С ними и впрямь не пропадешь», — подумал Гарри...»
В издательстве к этим текстам относились и относятся как к «чистой воды пиратству». Во-первых, эксклюзивными правами на перевод и публикацию всех книг о Гарри Поттере в России обладает издательство «Росмэн». Во-вторых, прежде чем открывать сайт, посвященный этому персонажу, необходимо приобрести право на это у компании Warner Bros. Таких прав ни один из русскоязычных сайтов до сих пор не приобрел.
Кроме того, издательство «Росмен» обладает также правами на производство дополнительной продукции с символикой Гарри Поттера: ручки, карандаши, тетради, рюкзаки. В то же время оно не может организовывать никаких клубов, посвященных этому популярному герою, или, предположим, устраивать театрализованные представления по мотивам книг Джоен Ролинг. Это — условия контракта с Warner Bros., которые не обсуждаются.
Английские поклонники книг про Гарри Поттера открыли первую школу для магов в местечке Клагенфюрт в Каринтии. Учащиеся школы в течение шести семестров будут изучать магические науки, включая зельеведение и заклинания. По окончании школы каждому выпускнику будет вручен специальный диплом. Директор школы Андреас Здаркель, именующий себя магом Даканетом, заявил: «Магия и природа невероятно близки, никакой религии мы не исповедуем. Мы просто хотим передать нашим ученикам затерянные в веках знания, восстановить связь с природой». Студенты будут изучать наследие друидов, оккультизм, магию, астрологию и астрономию, медитацию и гадание. В настоящее время в «новом Хогвартсе» обучаются уже 15 будущих магов. Технический прогресс также не обошел школу: в новом году желающим предлагается пройти курс обучения магии по Интернету.
«Гарри Поттер и Орден Феникса» — так называется новая книга о приключенниях юного мага, которая увидела свет 21 июня 2003 года, уже задолго до выхода установила рекорд розничной цены за детскую литературу, сообщает Associated Press.
Согласно заявлению американского издателя Дж.К.Ролинг Scholastic Children’s Books, новый роман про Гарри будет продаваться в США за 29,99 доллара.
Представители книжной торговли уже назвали эту цену самой высокой, какую они когда-либо видели. Предыдущая книга серии стоила от 25,95 доллара. Подавляющая часть детской художественной литературы стоит значительно дешевле.
Как объясняют издатели, основная составляющая столь высокой цены: стоимость материалов и производства. В новой книге более 700 страниц.
В редакции журналов поступил пресс-релиз от издательства «Эксмо», не так давно начавшего выпуск серии книг о юной волшебнице Тане Гроттер.
В пресс-релизе издательство сообщает о письме, полученном от юридической фирмы, которая представляет интересы автора книг о Гарри Поттере Дж.К.Ролинг в России и ее российского издателя «Росмэн-Пресс».
Они потребовали от «Эксмо» немедленно прекратить «издание, воспроизведение, маркетинг, распространение и продажу серии о Тане Гроттер. Юристы фирмы настаивают также на предоставлении им финансовых документов, касающихся прибыли от проекта.
В связи с этим издательство «Эксмо» заявляет, что расценивает эти претензии как «неумную и неумелую попытку запугивания». «Обращение такого уровня наглости и бесцеремонности можно было бы счесть выдающимся образцом профессиональной некомпетентности, граничащей с глупостью, не исходи она от столь уважаемой юридической фирмы».
По мнению представителей издательства «Эксмо», претензии появились именно сейчас, поскольку первая книга о Тане Гроттер оказалась успешной настолько, что проектом заинтересовались зарубежные издательства. У владельцев «Гарри Поттера» появилось желание избавиться от серьезного конкурента. Тем временем у автора-«плагиатора» уже вышедших книг «Таня Гроттер и магический контрабас» и «Таня Гроттер и исчезающий этаж» Дмитрия Емеца готовы к печати новые книги серии «Таня Гроттер и золотая пиявка» и «Таня Гроттер и трон Древнира».