Но начать мы хотим с грустного. По мнению специалистов, современные дети говорят все хуже и хуже. Беда сегодняшних малышей - общая слабость речевого аппарата, его вялость. Этому есть несколько причин.
Первая - большая часть сегодняшних мам рано заканчивает кормить детей грудью либо не кормит ею малышей вовсе. Ребенок не успевает «насосать» соответствующие мышцы. При сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса.
Поскольку все последние десятилетия нарастала тенденция как можно раньше приучать детей к чашке и ложке, то малыш не только грудь, но и бутылочку не успевал пососать как следует. Пустышку тоже многие не одобряют, хотя, я считаю, напрасно. Сосание - слишком важный для ребенка процесс, его недостаток может иметь самые разные негативные последствия - и эмоциональные, и логопедические.
Следующая по важности причина - изменение характера питания детей старше года. Наши дети сегодня питаются не так, как 100 или даже 20 лет назад. Расворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное печенье - эта пища неестественна во всех отношениях. Я не диетолог, а логопед, и меня волнует лишь один аспект этих продуктов питания: дети не жуют и не грызут. Они не тренируют мышцы. Это и взрослых касается тоже, но для детей особенно важно.
Стоматологи говорят о том же: детским челюстям не хватает нагрузки. Малыши перестали грызть морковку, кочерыжки, сухари. Правда жевательную резинку они жуют исправно. Если она доброкачественная, без вредных добавок - хорошо. Во все времена во всех странах дети что-то такое жевали: вар, смолу, вишневый клей. Значит, есть такая потребность.
Третья причина - аномалии в строении речевого аппарата, в том числе генетически обусловленные. У ортодонтов сегодня много работы: процент детей с такого рода дефектами, к сожалению, увеличивается.
Скажи «рыба»...
Скажем, такая особенность строения, как высокое небо, отражается на произношении звуков [Р] и [Л]. Короткая уздечка затрудняет произношение шипящих и свистящих. Кстати, часто ортодонты рекомендуют подрезание уздечки без логопедических показаний. Я бы посоведовала родителям, прежде чем идти на операцию, показать малыша логопеду. Если кончик языка крохи достает до альвеол - ничего резать не нужно, здесь помогут упражнения.
Есть и другие анатомические особенности, затрудняющие произношение тех или иных звуков: толстый и длинный язык, неправильный рост зубов, слабая нижняя челюсть. В каждом случае должен быть свой подход.
Бывают проблемы совершенно другого рода: анатомически все в порядке, но ребенок плохо различает звуки и, естественно, плохо их воспроизводит. Этот дефект называется «врожденная недостаточность слуховой дифференциации». Со слухом как таковым, то есть способностью слышать, он ничего общего не имеет. Со слухом музыкальным тоже. Это отдельная проблема, мы ее сегодня касаться не будем. Расскажу, если читателям интересно, в следующий раз.
Профилактика - лучшая тактика
К четырем с половиной - пяти годам ребенок должен произносить правильно все звуки . Большинство детей - 60-70% - приходят к этому сами. Остальным необходима помощь.
Глядя на новорожденного, вы не можете сказать, попадает ли он в эти 60-70%. Ваша задача - создать для него все условия, чтобы он был среди них, а именно: по возможности кормить до года грудью, купить всевозможные игрушки, которые можно грызть, давать только твердые пустышки, обеспечить здоровое питание в соответствии с возрастом. И еще - играть. Играть много и с пользой для развития речи.
Тренируем небную занавеску
Тренировка начинается задолго до всех других упражнений - как только ребенок появляется на свет и издает свой первый в жизни крик. Вот это самое «а-а-а!» и есть тренировка небной занавески. Этот крик очень важен, он показатель здоровья, правильного развития. Малыш, который мало кричал, может в дальнейшем иметь проблемы с речью.
Небная занавеска бывает слабой по разным причинам. Скажем, от ангины. Так что упражнять ее приходится иной раз и большим детям. Если ее не тренировать, воздух будет уходить в нос и голос получится гнусавым.
Конечно, родители не жалуются на недостаток крика в доме. Ребенок - будь то младенец или дошкольник - с помощью крика борется за свои права, а заодно и тренирует небную занавеску. Но если малыш тихий и не скандалист по натуре - пусть тогда больше поет. Приучать ребенка петь нужно как можно раньше.
Большинство детей с восторгом поддержат такую инициативу. Не все имеют от природы хороший слух и приятный голос. Но пока ребенок маленький - это его не смущает. А вас тем более не должно беспокоить - это же тренировка, а не сольный концерт.
Еще для небной занавески полезно пить маленькими-маленькими глоточками, например росу с листьев или хотя бы воду из пипетки.
Раскатать губу
Как вы уже догадались, первое упражнение для губ - тоже сосание. Будем считать, что с этим мы разобрались. Теперь о других.
Маленьким детям очень нравится ощущение вибрации губ, и часто они сами изобретают этот звук, похожий на моторчик или на то, как останавливают лошадь: «тпру». Если малыш этого не делает, попробуйте его научить. Для этого издавайте этот звук, приближая губы к его щеке или ладошке, чтобы ребенок почувствовал вибрацию.
С ребенком постарше можно заняться игрой на музыкальных инструментах. Конечно, пианино и скрипка для этого не нужны. От покупных свистулек и дудок у вас быстро разболится голова, а музыка, о которой идет речь, обычно не надоедает. Звук моторчика годится для бравурных маршей. Лирические мелодии хорошо исполнять на расческе, обернутой папиросной бумагой. Если сложить губы буквой О, вложить в отверстие мизинец и быстро вибрировать им, произносится этот самый звук, «заиграет» балалайка. Возможно, вы сами дополните этот список, ведь фантазия человеческая, а уж тем более родительская, - неиссякаемая.
Дунь-ка!
Большинство упражнений, связанных с управлением направленной воздушной струей, тренируют губы и небную занавеску. Надувайте с детьми шарики, пускайте мыльные пузыри, сдувайте пух с одуванчика, отклоняйте и гасите пламя свечи или спички. Такого рода упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, великое множество. Возьмем хотя бы знаменитый «тещин язык», который сегодня опять везде продают. Пустите в таз с водой кораблик, положите на гладкий стол шарик для пинг-понга, и пусть ребенок дует, гоняет их - один или соревнуясь с кем-то. Если он не любит пенку на молоке - пусть отдувает ее, а не вытаскивает. Это намного полезнее и интересней.
«Так-так-так», - строчит пулеметчик
Теперь во дворах уже этого не услышишь. «Др-д-д-д-д! Тах! Тах!», «Тиу, тиу, пх-х-х - попал!» - вся эта «музыка» войны ушла в прошлое с появлением громко стрекочущих автоматов и прочего современного игрушечного оружия. Как бы мы к этому ни относились, ясно, что мальчишки лишились замечательного упражнения. Ведь даже самый маленький вояка, едва научившись ходить, уже пытался делать «бах-тах-тах!». И эти энергичные звуки, безусловно, шли ему на пользу.
Если вам неудобно выпускать современного ребенка со двор с деревянным ружьем, то уж дома-то никто не мешает отказаться от «озвученных» игрушек и как можно больше звуков воспроизводить самим: вот мотор не заводится, вот машина буксует, летит самолет, строчит пулемет... У мальчиков, кстати, чаще бывают проблемы с дикцией.
Все эти «д-д-д-д-д!» - хорошие упражнения для языка, а вообще-то упражнений для языка не так уж и много можно придумать. Не нравится из пулемета стрелять - можно еще жевательную резинку изнутри по передним зубам размазывать. Тоже кончик языка укрепляет. Можно язык складывать трубочкой и друг другу показывать, сдувать лепестки с ладони. Можно «крышу красить» - проводить по небу взад-вперед кончиком языка. А можно этот кончик вставлять в горловину пузырька и дуть, чтоб гудело. Хорошо еще варенье облизывать с верхней губы. Все это полезно проделывать с дошкольниками независимо от того, как у них обстоят дела с речью. Если ребенок в положенный срок сам заговорит правильно - считайте, что вы хорошо поработали. Если все же придется идти к логопеду - знайте, что вы уже много сделали для того, чтобы облегчить ему задачу.
Хорошего вам и полезного лета!