Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Детки-школьники

Праздник хвастовства

Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте, попадая в школу или готовясь к ней, малыш оказывается вынужденным принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным

В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «Праздник хвастовства». Его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «Празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: не хвали сам себя, есть много лучше тебя; чужого не хай, своего не хвали; кто хвалился, тот с горы свалился.

Занятия «Праздник хвастовства», проводимые в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании крошек.

На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. «Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. Я, Зайка, хвастал, как быстро бегаю...
Веселый Праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим!»

Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»
- Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому - Праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?
Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.
- Как вы думаете, если мальчику Сереже родители подарили замечательную гоночную машину. Он пришел в группу и стал говорить: «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то ни у кого такой нет». Как себя чувствуют другие ребята?
- Плохо... Им обидно.
- Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?
- Хвастает.
- Как вы это определили?
- Потому что это не он сам купил, а родители... обидел детей...
- А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?
- Хва... нет, гордится. Потому что это он сам сделал.
- Тогда устроим Праздник гордости вместо Праздника хвастовства? Погордимся тем, что мы умеем!

Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко дню рождения мамы и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы - очень серьезного мальчика, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:
- А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!
- Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только... Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится.

Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.
- Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?
Еще одна безрезультатная попытка группы. Наконец Степа окончательно оттаивает:
- Смотрите! - и принимает зеркальную позу.
- Здорово! - группа дружно хлопает в ладоши.
- А я еще вот как могу! - продолжает Степа и встает на мостик.
После этого Праздник хвастовства становится настоящим. Поток детских: «А я еще и вот так могу, посмотрите», кажется, не иссякнет никогда.
Со времени этого занятия прошло уже много месяцев, однако до сих пор, когда я появляюсь в группе, за приветствием следуют фразы: «Посмотрите, чему я научился! Посмотрите, как я умею! Посмотрите, что делает Митя!»
Что самого важного произошло на этом занятии, длившемся немногим более получаса? Дети получили сначала внешнее, а затем и внутреннее разрешение отмечать и замечать свои достижения, быть спонтанными и естественными в проявлении своих чувств, гордиться своими талантами, а также, что удивительно, стали внимательнее друг к другу, к успехам других. Успешному человеку легче и приятнее принимать успех того, кто рядом, чем неудачнику.
Часто, применяя в процессе воспитания принцип «красного карандаша», строго указывая ребенку на его промахи и минимально отмечая достижения - чтобы не избаловать, мы считаем, что действуем на пользу крохе. К сожалению, это не всегда так.
Само понятие «принцип красного карандаша» пришло из школьной практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет сочинение, он этим цветом правит орфографию и пунктуацию, стилистические и речевые ошибки.
Но школьное сочинение состоит не только из ошибок и погрешностей. В нем, как правило, присутствуют интересные мысли, удачные номинации и необычные метафоры. Почему учитель не кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать то, что получилось хорошо? Потому что в школьной практике это не принято. Как не принято хвалить вообще.
Проведите статистический эксперимент: подсчитайте, сколько раз в день вы обращаетесь к ребенку с порицающими его поведение высказываниями, а сколько раз - с одобряющими?
Полученные результаты определяются вовсе не тем, что ребенок плох, или тем, что вы его недостаточно любите, а всего лишь воспитательными традициями, принятыми как в обществе, так и в вашей семье. Не всегда оправданными. Задумайтесь только, что то, насколько спонтанным, естественным и гармоничным вырастет ребенок, насколько позитивным будет его Я-образ, зависит в том числе и от того, как часто мы разрешаем себе брать в руки «зеленый карандаш»...

Категория: Детки-школьники | Добавил: Дафна (25.03.2008)
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz