Думаю, что любой взрослый человек, оглянувшись на собственное детство, согласится — у ребёнка, даже в собственной квартире, хватает источников для бурной фантазии. Ложась спать, кто–то разглядывает пятно на потолке, похожее на голову какого–нибудь монстра, кто–то — узор на обоях, напоминающий оскалившуюся собаку...
Вообще в квартире очень много «страшных» мест, которых ребёнок старается избегать. Вот, например, кладовка на кухне. А что там за дверью? В лучшем случае притаился бабай. А может быть и чёрная бездна, которая уж засосёт так засосёт! По собственному желанию ребёнок не подойдёт к такой дверце и ни за что не откроет.
Дома ребёнок может одновременно существовать в двух разных реальностях: в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются взрослые и оберегают ребёнка, и в воображаемом собственном мире. Он тоже реален для ребёнка, но невидим для других людей. Одни и те же предметы могут существовать в обоих мирах сразу. Вот вроде бы просто пальто висит, а посмотришь — кто–то страшный притаился.
Когда остаются игрушки одни
В одном мире ребёнка защищают родители, в другом они помочь не могут, их там просто нет. Поэтому если в том мире становится страшно, надо пулей перемещаться в реальность взрослых с душераздирающим криком: «Мама!». И хорошо, если это возможно. А то ведь бывают такие случаи, когда мамы–то дома нет!
На самом деле для многих детей отсутствие родителей дома, мягко говоря, момент трудный. Они чувствуют себя брошенными, беззащитными, а привычные комнаты и вещи без взрослых словно начинают жить своей особой жизнью, становятся другими. Так же бывает и ночью, в темноте, когда приоткрываются тёмные, потаённые стороны жизни занавесок, шкафов и одежды на вешалке. И вновь: «Мама!».
Вспомним ещё кое–что из нашего далёкого детства. Одному бояться ужасно не хочется. Зато «бояние» коллективное — это интересно. Речь идёт о легендарных, переходящих из поколения в поколение детских страшилках — своеобразной защитной реакции на страх.
И чёрная рука верхом на простыне
Кто не помнит истории, в которой рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на потолке, стене или на полу есть подозрительное пятно — красное, чёрное, жёлтое, серо–буро–малиновое, в конце концов. Иногда его обнаруживают при переезде на новую квартиру, иногда кто–то из членов семьи его случайно поставит — например, мама–учительница капнула на пол красными чернилами. Обычно герои страшилки пытаются оттереть или отмыть это пятно, но у них ничего не получается. Ночью, когда все члены семьи засыпают, пятно обнаруживает свою зловещую сущность.
В полночь оно начинает медленно расти. Потом оттуда высовывается огромная красная, чёрная, жёлтая или серо–буро–малиновая (в соответствии с цветом пятна) рука, которая одного за другим уносит всех членов семьи. Но кто–нибудь из них, чаще ребёнок, всё–таки догадывается позвонить в милицию. В последнюю ночь милиционеры устраивают засаду — прячутся под кроватью. Ровно в полночь милиционеры отрубают зловещую руку и бегут на чердак, где, естественно, обнаруживают колдунью. Это она тянула волшебную руку, чтобы утащить членов семьи на чердак, где они были убиты или даже съедены. В некоторых случаях милиционеры сразу расстреливают паршивку, и члены семьи тут же оживают.
Помимо этого опасно не закрывать двери и окна, делая дом доступным для злой силы, например, в виде чёрной простыни, летящей по городу. Ведь жуткие вещи случаются с забывчивыми или непослушными детьми, которые оставляют окно открытым вопреки приказанию голоса по радио.
Детям кажется опасным вносить в дом посторонние предметы. Несчастья героев другого известного сюжета страшилок начинаются тогда, когда один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: чёрные занавески, белое пианино, портрет женщины с красной розой или статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, протянется рука балерины и уколет отравленной иглой, то же самое захочет сделать женщина с портрета, чёрные занавески задушат, а из белого пианино вылезет ведьма.
Правда, эти ужасы происходят в страшилках только в том случае, если родители ушли — в кино, в гости, работать в ночную смену или заснули. Это лишает их детей защиты и открывает доступ злу.
Обратите внимание — во всех случаях истории сводятся к тому, что или ребёнка утащат в какую–то неизвестность, или, наоборот, из неизвестности этой вылезет какая–нибудь бяка, и тогда всё равно страху не оберёшься.
Ребёнок изо всех сил пытается бороться с этими страхами самостоятельно, но и мы с вами, уважаемые родители, не должны сидеть сложа руки. В противном случае детские страхи могут стать хроническими и, возможно, будут продолжать преследовать человека и в зрелом возрасте. Такое тоже бывает.
Что мы можем сделать?
Играть!
Цель психологически направленных игр состоит в первую очередь в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребёнка.
Первая игра «Пятнашки». Она служит своеобразной разминкой. Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Через стулья «пятнать» нельзя — они как будто цельные колонны.
«Пятнашки» только непосвящённым кажутся простой игрой. На самом деле с её помощью, во всяком случае при неоднократных повторениях, удаётся многое.
1. Обеспечить эмоциональную разрядку — снять накопившееся нервное напряжение.
2. Устранить или значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном контакте.
3. Усилить способность быстро принимать решения.
4. Освоить групповые правила поведения и совместной деятельности.
5. Развить ловкость и координацию движений.
6. Наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.
***
Вторая игра — «Жмурки». Проводится она там же, где только что была игра в пятнашки и где остались расставленные в беспорядке стулья. Сделано это специально, чтобы создать препятствия для водящего, осложнить его задачу — найти стоящих в разных местах игровой площадки детей и взрослых.
Основное правило игры — стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Всего лишь. Но требуются, следовательно, определённая выдержка и терпение.
Сначала водящему плотно завязывают глаза, то есть имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни. Перед началом поиска водящий три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве. Если он идёт в противоположную сторону, то играющие могут хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами, указывая нужное направление. Главное — не говорить и не перемещаться по площадке.
***
Нагнетаем обстановку — «Прятки»! Свет выключается, остаётся только небольшой ночник. Тот, кто водит, обходит комнату или квартиру. Те, кто прячутся, стремятся ничем не выдать себя, что требует опять же достаточной выдержки и терпения. Кроме того, спрятавшийся остаётся какое–то время один, пока его не найдут или он сам не выйдет из укрытия на счёт 10.
В игре лучше всего использовать все помещения, в которых заранее выключен свет, в том числе туалет и ванную комнату. Чтобы найти, надо открыть дверь и, не включая свет, искать на ощупь, в то время как спрятавшийся сидит тихо, не выдаёт себя.
В результате исчезают страхи, порождаемые в ситуациях темноты, одиночества и замкнутого пространства.
***
И не забывайте — ребёнок должен вволю наиграться, получить от игры удовлетворение, потому что она в первую очередь рассчитана на него, а не на потребности и желания взрослых. Тем более игра не является принудительным видом деятельности и проводится только тогда, когда сам ребёнок испытывает желание избавиться от страха, то есть он должен быть готов к этому.