Методика Николая Александровича Зайцева – создателя знаменитых "кубиков Зайцева" главным образом направлена на ускоренное обучение ребёнка чтению, счёту и письму. Основой методики является естественная потребность малыша в игре и систематичность преподнесения обучающих материалов.
В процессе игры дети обучаются быстрее, поскольку они более раскованы, им не надо сидеть и внимательно слушать учителя, в роли которого обычно выступают родители или воспитатели ясельных групп детских садиков.
Обучение основано на поиске и выборе ребёнком правильного решения поставленной в ходе игры задачи.
Звучащие кубики Зайцева – это кубики разного размера с буквами, которые отличаются цветом. Играя в кубики Зайцева, малыш ищет ответ на поставленный вопрос, при этом для выбора правильного варианта ответа нужно задействовать и зрение, и слух. Уже после нескольких занятий по методике Зайцева ребёнок 3,5-4 лет научится читать, а малыши в возрасте от года начинают говорить.
Николай Александрович Зайцев считает единицей строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку, с её помощью точно так же быстро можно выучить английский язык.
В среднем продолжительность игры (урока) составляет 25-30 минут. Детям не только разрешается бегать, прыгать, это даже поощряется в лёгкой форме. Весь учебный материал дети воспринимают в естественной для игры позах – лежа на матах, бегая, что в корне отличается от традиционной системы обучения, когда весь учебный материал располагался на стенах, досках и все ответы на поставленные вопросы находились в одном месте. Для успешного решения задачи ребёнку нужно самому найти подсказку.
Данная методика опробована в сотнях дошкольных детских учреждений, она на практике доказала свою эффективность. Так, малыш, который с трёхлетнего возраста занимается по методике Зайцева в семилетнем возрасте может идти в 4-5 класс школы.