Глен Доман: личное мнение о методике раннего развития
Глен Доман: личное мнение о методике раннего развития
Предлагаемая вашему вниманию статья о Глене Домане и его методике раннего развития поможет развеять мифы и заблуждения и разобраться в том, что полезного для себя может вынести каждый родитель из методики, если не будет слепо отрицать ее или, напротив, действовать "чётко по инструкции".
В последнее время в Рунете появилось много сайтов о раннем развитии. Как написано на одном из них, «Сейчас только ленивый не слышал о методике Домана…» Действительно, существует множество статей, описывающих и саму методику Глена Домана, и ее появление. Порой авторы не ограничиваются изложением сути методики, присовокупляя собственное мнение. Я решила написать эту статью, потому что чаще всего выводы таких авторов основаны на крайне поверхностном знакомстве с методикой Домана. Некоторые «специалисты» совершенно не понимают важнейших основ этой методики, а некоторые никогда не пробовали применить методику на деле.
Чтобы и меня не сочли пустозвонкой, сначала – немного истории. Впервые я услышала о Домане четыре года назад. Прочитала книги, посетила курсы в Школе для родителей «Умница» и начала заниматься с 7-месячным ребенком. Сразу оговорюсь, что ребенок был не мой – я работала приходящей няней, и заниматься стала по просьбе мамы мальчика. Было все: и большие успехи и трудности. В итоге я обрела непоколебимую веру в потенциал маленького ребенка и в свои возможности помочь ему этот потенциал раскрыть. Потом в течение двух лет я занималась с несколькими детьми в группе при той же Школе «Умница». Сейчас вместе со старшими коллегами консультирую родителей. Личный опыт с десятком малышей от 7 месяцев до 5 лет плюс ежедневное общение с сотнями мам со всей России, наверняка, дают мне право высказать собственное мнение об этой методике. А заодно и развеять некоторые мифы и заблуждения.
МИФ 1: «Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше - до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета.»
Доман советует начать обучение с тех слов, с которыми малыш уже успел познакомиться (услышать или увидеть). Любой месячный ребенок знает свое имя, кто такие мама и папа, слышал такие слова, как «кушать», «купаться» и т.д. «Объяснять» значение слов можно после быстрого показа карточек или перед ним.
Например, Вы провели урок, на котором показали 5 карточек со словами, похвалили малыша. Сделав небольшой перерыв (в это время можно попрыгать, потанцевать, спеть песенку или просто пообниматься), перейдите к "объяснению" этих слов. Это можно делать уже не в таком быстром темпе (показываете карточку, произносите слово, написанное на карточке, и соотносите с предметом). Некоторые родители развешивают карточки по квартире (например, слово "стул" вешают на стул и т.д.) и в течение всего дня постоянно обращают внимание ребенка на эти карточки. Мы рекомендуем развешивать карточки ненадолго, допустим, на день, так как лучше запоминается то, что мелькает, а не висит перед глазами постоянно. Каждый раз объяснять малышу, что обозначает то или иное слово, не нужно. Для формирования взаимосвязи между образом и предметом ребенку достаточно и двух объяснений.
МИФ 2: «Вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный по принципу - картинка-подпись. Дети, привыкшие так воспринимать информацию, просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение нужна будет картинка. А иначе они начнут скучать. Если наши дети привыкнут к тому, что только картинка - это интересно, а то, что написано - если это больше, чем одно предложение - лучше не читать, так как скучно и долго. Мы потеряем свои культурные традиции, свою великую литературу.»
Я бы сказала наоборот, дети учатся ВИДЕТЬ текст. Есть реальные случаи, когда благодаря только книжкам, сделанным по методике Домана, ребенок выходит в беглое и понятийное чтение. А, читая обыкновенные книги, научиться читать намного сложнее, ведь малыш, конечно же, обращает внимание на яркую картинку, а никак не на то, что написано рядом с ней. И уж никак бы не подумала, что знакомство малыша с книжкой может привести к потере культурных традиций. Многие родители пишут о том, что их детей просто не оттащить от книг (любых!). Они упиваются ими, желая утолить свое нормальное детское любопытство. Я считаю, что раннее знакомство с книгой только усиливает любознательность крохи. К тому же, чтение не только помогает увеличить словарный запас, который делает речь ребенка образной и живой, но расширяет кругозор малыша, повышает его эрудицию. Кроме того, видя перед глазами текст (лучше всего, несколько раз) ребенок может самостоятельно постичь грамматическую структуру языка.
МИФ 3: «На самом первом этапе, когда надо посадить ребенка и заставить его смотреть, заканчивается раннее развитие в очень многих семьях - так как ребенок не хочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, он хочет их взять, потрогать, поиграть с ними, хочет долго их рассматривать - ребенок тянется к ним.»
Ранее развитие никак не исключает игру с малышом, прогулки, беседы. Именно через игру малыш познает окружающий мир. И именно через игру и происходит его обучение. Ведь самое главное правило раннего развития - не заставлять, не принуждать, занятия должны приносить и ребенку, и родителям (!) только радость и удовольствие. Разбросав карточки, можно доползать от одного слова до другого, можно прятать и находить карточки в разных местах (одна мама писала, что ее дочь каждый раз, просыпаясь, бежала искать карточки по всей квартире) и т.д. И обязательно предоставляйте возможность крошке пощупать, потрогать, попробовать на вкус карточку.Ведь маленькие дети познают окружающий мир через все органы чувств, в первую очередь через органы осязания и вкуса (Вам, наверное, знакома ситуация, когда любой новый предмет ребенок хочет засунуть в рот?). Так пусть удовлетворит свое любопытство!
МИФ 4: «Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания).»
Приведу такие примеры: одна мама, прекраснейший музыкант, своему маленькому сыну предоставляла информацию о композиторах, музыкальных инструментах, нотах, сочетая с показом карточек, на которых все это было изображено. Дублируя информацию с прослушиванием соответствующей музыки, она добилась того, что ее сын прекрасно определяет на слух произведения композиторов, звучание того или иного музыкального инструмента.
Другие родители всю квартиру увешали репродукциями картин различных художников. С самого раннего возраста своего малыша они постоянно обращали его внимание на картины. Позже эти родители с гордостью рассказывали о том, как их уже повзрослевший ребенок в картинной галерее не только смог узнать и назвать картины, которые он раньше видел, но и определить автора незнакомой картины по манере письма, сюжету и т.д.
МИФ 5: «Еще вопрос - а так ли важно ребенку знать, чем отличается палочник гигантский от еще нескольких палочников или ястребинка волосистая от лесной или еще какой-то другой. А кто ему расскажет, кем были его бабушки и дедушки, кто такой повар и плотник, почему вода течет из крана, как построен дом, что означает его имя и многое другое, что не укладывается в классификацию всех знаний по методу Домана?»
Любой родитель может решить и сформировать тот уровень знаний, который считает необходимым для своего ребенка. Кому-то хочется, чтобы малыш был великим художником, другой родитель тешит себя надеждой вырастить математика, а кто-то просто хочет, чтобы малыш получше узнал окружающий его мир. Потому, показывайте и рассказывайте о том, что такое дом, как и из чего он построен, что такое вода, и отчего идет дождь, о том, кто живет в лесу, чем отличается квадрат от прямоугольника, звери от птиц, а лето от осени. Все в ваших руках!
Мне очень нравятся слова мамы из книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка»: «Я и раньше безумно любила свою дочь, но теперь чувствую, что люблю ее еще больше, поскольку начала намного лучше ее понимать и намного больше уважать. Я осознала всю необыкновенность этого маленького чуда. Теперь мы любим и уважаем друг друга так, как раньше я не могла даже этого представить. Теперь я общаюсь с ней уже совсем иначе. Процесс обучения коренным образом переменил всю нашу жизнь».
Хочется пожелать всем родителям: не следуйте слепо методике. Вы, как никто другой, лучше понимаете и знаете свое чадо, поэтому приглядывайтесь, прислушивайтесь и изменяйте свои занятия так, как хочется малышу. Не ограничивайте свою фантазию, а наслаждайтесь тем временем, что вы проводите вместе, искренне радуйтесь успехам своего малыша, и тогда у вас обязательно все получится!