Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Все о раннем развитии

ДОЛГОИГРАЮЩИЙ ВОСТОРГ, или немного о детях, взрослых, и развивающих играх Воскобовича


Лисина Е.А., старший преподаватель СПБ ГУП


"-Что это? - спросил малыш.
- Это нетающие льдинки озера Айс. Они помогут тебе в пути- ответил ворон
- А что это за озеро Айс?- снова спросил Гео.
-Это озеро находится в фиолетовом лесу. А если нарезать эти льдинки между оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы под Синий шепот Голубой рыбы, они становятся нетающими и волшебными."

В.Воскобович
"Нетающие льдинки озера Айс,или сказка о "Прозрачном квадрате"

Детство - пожалуй это единственное слово, вызывающее у нас, взрослых, светлые ностальгические воспоминания, свободные от скучных занятий, недостатка времени на "ничегонеделание" и "бесполезность". Ощущение сказки, ежедневных открытий и простых радостей того времени накладываются на уже приобре-тенный жизненный опыт, и мы начинаем думать, что знаем, каким должно быть детство наших детей. И поче-му-то именно мы, взрослые, считаем, что оно должно быть осознанно наполненным различными, на наш взгляд, полезными вещами: иностранные языки, шахматы, математика и логика, информатика: Мы забыва-ем, что, наполняя мир наших детей "полезностями", мы оставляем им все меньше и меньше времени именно на то, наше, ностальгически-сказочное детство.

Конечно же, эта необходимость, продиктованная высочайшим темпоритмом развития общества, тре-бованиями к подготовленности ребенка к обучению и уровню и качеству образования. Но существует тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом - игра. Игра, способная развивать, формировать, стимулировать, основываясь на базисных принципах гума-нистического подхода к развитию личности, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.

Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становят-ся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Я впервые столкнулась с этими играми в детских садах г. Санкт Петербурга и познакомилась с от-зывами о них самых разных педагогов, воспитателей, родителей и, конечно же, детей - главных индикато-ров качества любых педагогических подходов и технологий. Каждый находит в них что-то свое, наиболее важное и актуальное:
Широкий возрастной диапазон участников игр -от 2-3 лет до средней школы.
Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и твор-чества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как "Геоконт", "Квадрат Воскобовича", "Прозрачный Квадрат", способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, пространственного воображения до структурной модели осознания себя как части всего живого, от фокуси-рования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений. Примером может служить замечательный "Игровой квадрат" (Квадрат Воскобовича), о котором обоснованно сказано: "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, кото-рый может складываться в различные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформи-роваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное вообра-жение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Дидактическая мультимодульность
Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей. Такие серии как "Цифроцирк ", "Ура! Я читаю"( Город говорящих попу-гаев), "Домашняя игротека" являются дидактическим материалом для раннего обучения, сочетают в себе развитие не только конкретных умений, но и выполняют самую важную задачу- учат ребенка учиться, раз-вивают навыки самостоятельности. Комплект "Ура! Я читаю "- авторский взгляд на обучение чтению, по-зволяющий научиться чтению на игровом стимульном материале, обогащенном авторскими стихами и песен-ками, развить внимание и фонетико-фонематический слух. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополни-тельного обучения. Для педагогов по обучению чтению разработан методический семинар.
Образность и универсальность
Это самое главное, на мой взгляд, что отличает игры Воскобовича от других.

Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" -говорится в предисловии к "Геоконту". Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования , а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы.

Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв в "Цифроцирке" и "Городе говорящих попугаев" - не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциа-ции и эмоционального "якорения" объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втя-гивают ребенка в процесс решения, "думания" над задачей. Эффект погружения в задачу происходит орга-нично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучени-ем занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно по-играть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.

Эмоциональная культура игры
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в от-ношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, ко-гда становится нелегко. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет Галошадь. Как придумать авто-мобиль для Бармалея, Буратино, Дюймовочки?

Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов. На помощь ему приходят замечательно иллюстрированные образцы - сказочные машинки "Муррседес", "Бармалепель", "Лягуар" и т. д. Но главное, что играя, ребенка не поки-дает веселая улыбка первооткрывателя. Такого не может быть, но если очень захотеть...
Различные возможности использования
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой - телевизора или компьютера. Это возможность индивиду-альной работы и коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации урока или заня-тия в группе и классе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качест-ве общегруппового наглядного пособия (например,"Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров).
Приоритетность в выборе игр
Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим Иг-рам Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и техноло-гичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.

Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру , оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться . Неструктурированный образный материал стимулирует спонтан-ное творчество, и тут задача педагога ,на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы (принцип радиарности: сбор имеющейся информации, творческий поиск ребенка, для развития и углубления знаний и расширения понятийности) для решения развивающих целей и задач игры и подготовки к дальней-шему развитию навыков и умений. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувству-ем-познаем", шаг за шагом , последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение , но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.

Например, игровой тренажер "Игровизор", игровой обучающий комплекс "Ларчик" разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореализации, фантазирования вместе с детьми. Но игра - это не только технология развития. Построенная с учетом принципа достижения, игра раз-работана с возможностью диагностики динамики формирования навыков и умений, позволяет развивать наиболее слабые стороны, путем наблюдения, составления индивидуальных карт, специальной диагностики.

Методическое обоснование, апробация, изготовление
Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мультимодульного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса. Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработ-ках, во всех развивающих играх Воскобовича.

В настоящее время Центр "Развивающие Игры Воскобовича" взял на себя как методологию, так и непосредственное изготовление игр, красочное, нестандартное, оригинальное, творческое, как и сами идеи игр. Это важно, когда речь идет об определенной целостности восприятия и педагогических подходов.

Почему эти игры (по данным опроса) используются педагогами 90 % дошкольных учреждений г. Санкт-Пе-тербурга? Ответ достаточно прост. Детство должно быть наполнено сказкой, игрой, творчеством, чтобы наши дети и наши внуки вспоминали о нем так же, как мы: радостно, светло, как о самом счастливом времени нашей жизни.

Вместо послесловия Написание статьи занимает обычно много времени, и моя девятилетняя дочь очень не любит, когда я работаю. Но в этот раз пока я писала, она сидела на полу, прерывая мою работу своими громкими "Здорово! Ух, что получилось! Мам, посмотри...!" Накануне вечером Вячеслав Вадимович Воскобович принес для меня новые игры и сказки. По реакции моего ребенка я еще раз убедилась в том, что все, о чем эта статья - справедливо и верно. Дети - главный индикатор качества любых педагогических подходов и технологий.



Статья была напечатана в журнале "Петербургская школа" ь 7, 2000 год.

Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Категория: Все о раннем развитии | Добавил: Дафна (17.04.2008)
Просмотров: 278 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz