Что такое самооценка? И насколько она важна для наших детей? Вот те вопросы, которые можно услышать на консультации у детского психолога... Если посмотреть в краткий психологический словарь мы там найдем: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможно¬стей, качеств и места среди других лю¬дей. Самооценка является важным регу¬лятором поведения». Обычно нас, любящих мам и пап, волну¬ет развитие нашего ребенка: как физическое, так и интеллектуальное, а также эмоциональ¬ное. Часто беспокоит, как относятся к нему взрослые, воспитатели, учителя и вообще люди, которые с ним общаются? Хорошо ли ему среди ровесников? Мы думаем: чего не хватает нашему малышу, каких качеств? И очень часто сравниваем своего ребенка с другими детьми. Но редко кто из нас, любящих родителей, задает себе вопрос: «А что думает мой малыш о себе самом?» Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой об¬раз самого себя, собственного „Я" сло¬жился у ребенка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребенка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбо¬носные отношения, как „Я — и Мир во¬круг", „Я - и Другие". Самооценка бывает низ¬кой и высокой. Дети с низкой самооценкой часто робки, тревожны, замкнуты, с высокой - уверены в себе, спокойны, об¬щительны. Но это вовсе не значит, что низкая самооценка - однозначно плохо, а высокая – просто очень хорошо. Все дело в том, насколько соответствует представление ребенка о самом себе (его самооценка) реальности (то есть его способностям, которые вы¬являются в деятельности, и отношению к нему других людей). Объясню более подробно на примере, если у ребенка высокая самооценка, а в реаль¬ности он оказывается неспособным осу¬ществить какую-либо деятельность, например, на¬рисовать домик, самому застегнуть пуго¬вицы на куртке и т.п., это может приве¬сти также к неблагоприятным последст¬виям:. А именно, кроха становится раздражитель¬ным, нервным, капризным, пытаясь пе¬реложить „вину" на кого-то другого, например, плохие карандаши попались, мама наде¬ла ему не ту куртку и т.п. Конечно, не следует в такие минуты критиковать своего малыша, пытаясь скорректиро¬вать его самооценку и реальность. Лучше объяснить, почему у него не получается это сделать, успокоить или помочь ему, если он, конечно, не против. Зависть, гордыня, самоуспокоение — то¬же опасные „подводные камни" для де¬тей с завышенной самооценкой. И все же заниженная самооценка, по мнению многих психологов, хуже: она нередко лишает ребенка вообще какого-либо желания делать усилие. „Я не смогу!" звучит из его уст, как приговор. „Что же делать?! Как исправить это?!" — ломают голову родители, беспокоясь за свое чадо. Наверное, прежде всего стоит обернуться назад и проанализировать, что же послужило причиной такого представления ребенка о самом себе, ка¬кие ошибки невольно допустили мы, родители, в об¬щении со своим малышом. Все слова, которые мимохо¬дом, буквально на бегу бросают родители своему ребенку, очень значимы для него. Авторитет любо¬го взрослого несомненен для трехлетних или шес¬тилетних детишек, и особенно если это ма¬ма или папа... Попытаюсь сформулировать типичные ошибки, которые допускают родители по отношению к своим малышам. 1. Сейчас стало модным общаться со своими детьми как бы „на рав¬ных". Современные мамы и папы не задумываясь бросают ироничные реплики, обращенные к своему малышу, а он вроде бы все прекрасно пони¬мает и принимает это как игру. Например, маленькая толстушка, катающаяся на качелях, неловко упала с них. „Сама грация!" — смеется мама с подругами, которые находились недалеко от качелей. 2. Также в последнее время распространено не сдерживать себя и высказывать неосто¬рожные слова и резкие отрицательные характеристики в адрес ребенка. 3. Что уж говорить о физических наказаниях? О бессмысленности и вреде которых написано очень много статей. Дети, которых бьют родители, имеют крайне низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях. Любое наказа¬ние с применением силы рождает в серд¬це ребенка, прежде всего страх и созна¬ние собственного бессилия. А это глав¬ные „киты", на которых зиждется зани¬женная самооценка. 4. Никогда, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте собственного малыша с другими детьми. 5. Не стоит обсуждать недостатки своего ребенка с другими людьми, особенно при ребенке. Это правило касается не только старших (пяти - шестилетних), но и совсем маленьких детишек. Вряд ли кто-то из родителей сможет точно назвать дату и время, когда его малыш начинает понимать смысл всех сказанных нами слов. 6. Не предъявляйте к ре¬бенку завышенные требования, которые ему не под силу. Помните, всему свое время. Просто, ваш малыш развивается по своему индивидуальному графику. И пройдет совсем немного времени и у него все начнет получатся. Приучайте малыша следить за собствен¬ными успехами и радоваться им. Он не мог надевать колготки, а теперь можешь? Молодец! Научился считать до пяти? Прекрасно! Первый раз нарисовал солнышко. Вот какой умничка! Именно это состояние успеха — личного, а не в сравнении с кем-то — и есть лучший стимул, чтобы двигаться дальше. „Я смогу!" — вот уве¬ренность, которая позволит малышу сформировать достойную самооценку. В конце концов, самооценка не застыв¬шая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ре¬бенок растет, многое можно исправить. И помните 2 золотых правила: 1. „Любому ребенку хочется, чтобы его считали хорошим. Наша задача — это желание развить" 2. „Успехи, которых добивается малыш, стимулируют его к дальнейшим достижениям"
Тут вопрос в том, что любому ребенку можно сказать, что он поступил плохо. Но нужно обязательно объяснить что именно он сделал плохо. И ни в коем случае нельзя сразу вешать ярлыки, типа ты плохой, баловник , хулиган и так далее. Если уж считаете, что необходимо наказать за неприемлемую шалость, лучше воспользуйтесь таким способом. Выберете какой нибудь стул или табуретку, но лучше если это будет детский стул. Покажите его малышу и объясните, что это стульчик шалуна, и если он будет себя плохо вести, или напроказничает, то в наказание он будет 5 или 7 минут сидеть на этом стуле и думать о том как поступил, и что его поступок очень расстроил маму. Когда это случится и вы вынуждены его наказать постарайтесь спокойно взять малыша за руку отвезти к стулу и объяснив что он сделал и чем расстроил маму усадить на него сказав при этом "Посиди на стульчике шалуна и подумай о том, что так поступать нельзя, что такие поступки мне не приятны" Это наказание можно проделывать даже с самыми маленькими детьми. И если малыши практически сразу пытаются встать ничего страшного. Главное, что вы спокойным, но серьезным тоном проговариваете это. Дети очень рано начинают понимать обращенные к ним слова.
Отличная поучительная статья! Только у меня вот такой вопрос. Написано, что ребенка нельзя наказывать. А я своему иногда даю по попе, не сильно, а в качестве показателя чтоли. Это неправильно? Он ведь зато понимает, что это действительно нельзя.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]