Дети растут быстро и, что интересно, не только чужие. Наступает момент, когда родителям необходимо определиться, какой детский сад будет посещать малыш. На что следует обратить внимание при выборе дошкольного учреждения, расскажу я сегодня.
Выбор детского сада – дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи и методисты единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой – неизмеримо хуже.
Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: искать не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка. Еще одно важное правило: связь между престижностью детского сада, громким именем и качеством, теплотой внутренних отношений есть, но далеко не всегда.
Необходимо заранее начинать собирать отзывы о детских садах района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке и в поликлинике. Информацию можно почерпнуть и на форумах городских сайтов для родителей.
Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.
Отобрав адреса учреждений, можно отправиться на разведку. Придти в детский сад лучше к прогулке (приблизительно в 10.30-11.30). Начинать необходимо с беседы с заведующей. У нее нужно поинтересоваться режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Предпочтение лучше отдать такому садику, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.
Важно, чтобы в группе был помощник воспитателя (нянечка) и второй (сменный) воспитатель. Необходимо выяснить, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся. Далее – ознакомиться с примерным меню. Уточнить, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью – больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Попросить рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале. Чтобы оценить образовательную функцию учреждения, необходимо знать стандартный набор дисциплин. Это:
1. знакомство с окружающим миром или экология; 2. игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические); 3. развитие речи; 4. знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание наизусть); 5. математика; 6. рисование; 7. лепка; 8. аппликация; 9. конструирование; 10. музыкальные занятия; 11. физкультура.
При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) надо тщательно взвесить, действительно ли так необходимы малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.
Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные.
Во время знакомства с садиком необходимо обратить внимание на то, как разговаривают между собой воспитатели и дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Задача родителей – понять, готовы ли здесь уважать и понимать ребенка.
И еще – объявления о наборе малышей в домашние детские садики можно встретить в разных газетах, их расклеивают на улицах. Строго говоря, это не детсады, а группы ребятишек, которые набирают люди с богатым житейским опытом, отшлифованным на воспитании собственных детей и даже внуков. Останавливая свой выбор на домашнем детском саду, имейте в виду, что они, как правило, не имеют лицензии на образовательную деятельность. Кроме того, их не контролирует санэпидемстанция, а это значит, что никто не следит за тем, чтобы воспитатели проходили медосмотр (что является обязательным в районных и частных садиках), не проверяет технологию приготовления пищи, качество продуктов и санитарное состояние помещения, где находятся дети.