Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Категории каталога
Мой кроха [74]
Малыш от 1 до 3 лет. [17]
Детки от 3 лет до школы [35]
Развиваемся играя. [140]
Здоровье ребенка [92]
Воспитание [133]
Покупки для детей [34]
Питание детей [86]
Детские страхи [44]
Грудное вскармливание [33]
Искусственное вскармливание [53]
Пальчиковые игры!!! [30]
Читаем с мамой [22]
Все о раннем развитии [41]
Детский сон [60]
Зубки малыша [8]
Профилактические прививки [19]
Все о подгузниках [20]
Идем в детский сад [30]
Детки-школьники [30]
Наш опрос
Вы к нам еще вернётесь?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 223
Обсудить опрос на форуме
Мини-чат
Главная » Статьи » Наше всё! » Малыш от 1 до 3 лет.

К вопросу о выработке у ребенка навыка пользования горшком
Середа Е.В. - профессор, главный научный сотрудник отдела пульмонологии Научного Центра здоровья детей

 

 До последних лет остаются спорными вопросы о сроках начала выработки туалетных навыков у ребенка и ее методике. Особое внимание к этому вопросу было привлечено в связи с увеличением срока пользования подгузниками у детей раннего возраста после широкого внедрения детских одноразовых подгузников в практику ухода за ними. Высказывались предположения о том, что эта тенденция обусловлена значительно большей сухостью кожи ребенка в одноразовом подгузнике по сравнению с марлевым.

В условиях, когда пеленки и подгузники стирали вручную, родители стремились приучить ребенка к горшку с как можно более раннего возраста. Это было нечто похожее на соревнование: чей ребенок раньше начнет проситься на горшок. Некоторые матери испытывали особенную гордость, приучив своих детей к туалету в 5 или 6 месяцев. Однако, выработанные рефлексы часто оказывались нестойкими и дети снова начинали мочиться в пеленки. После внедрения одноразовых подгузников туалетные навыки у детей стали формировать позже.

Изучение срока, в течение которого ребенок нуждается в пеленках или подгузниках было проведено в 1985 году профессором Такахаши в Японии. В одной группе дети пользовались обычными марлевыми подгузниками, а в другой - одноразовыми. Кроме того, в исследовании участвовали идентичные близнецы, при уходе за одними из которых использовались марлевые подгузниками, а за другими - одноразовые. Результаты исследования показали, что обе группы детей перестали носить подгузники в одно и то же время: в возрасте в среднем 27 месяцев, что на 6 месяцев больше чем средний показатель 20 лет назад. Не было разницы и у близнецов. Таким образом в ходе исследования не было получено данных, свидетельствующих об удлинении периода пользования одноразовыми подгузниками из-за ощущения сухости.

Это же исследование показало, что на возраст выработки туалетных навыков влияет пол ребенка. Помимо этого дети, живущие в семьях с бабушками (дедушками), приучались пользоваться горшком раньше. Так, 68% таких детей не использовали одноразовые подгузники в возрасте 30 месяцев, тогда как у детей, не проживающих с бабушками (дедушками), этот показатель составил 58%. Эти данные показывают, что ведущую роль в выработке туалетных навыков у ребенка наряду с его готовностью к обучению играет не тип используемых подгузников, а время и внимание, уделяемое ребенку взрослыми членами семьи.

Обучение и выработку навыков пользования горшком нельзя рассматривать в отрыве от общего психосоматического развития ребенка, приобретения таких навыков, как двигательные, языковые, социальные и др. Известно, что созревание нервной системы и социальные факторы играют важную роль в контроле физиологических отправлений (мочеиспускание, акт дефекации), как и вообще в приобретении всех гигиенических навыков у ребенка. Перед началом обучения ребенок должен уметь ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. Легче начинать обучение, когда ребенок не только хорошо понимает слова, но и сам начинает их произносить и может объяснить родителям, что он хочет.

Готовность ребенка к обучению можно определить по наличию одного или нескольких признаков.
Ребенок:

  • Остается сухим в течение не менее 2 часов, или просыпается сухим после дневного сна;
  • Придерживается регулярного "графика" испражнений;
  • Словами, жестами, мимикой дает понять, что настало время мочеиспускания или дефекации;
  • Испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников и выражает желание их сменить;
  • Ребенок умеет снять и надеть штанишки и войти и выйти из туалета;
  • Ребенок хочет носить штанишки для взрослых.

    Психиатры и физиологи считают возраст 12-18 месяцев оптимальным периодом для начала целенаправленной выработки туалетных навыков у ребенка, потому что большинство детей не готовы к обучению в более раннем возрасте. Однако, не все дети развиваются одинаково. Некоторые не готовы к обучению до возраста 36 месяцев. Для этих детей 3 года - "самое время" для начала обучения. Главную роль играет не возраст ребенка, а уровень его развития.

    Не менее важным является готовность родителей и их отношение к приучению ребенка своевременно проситься на горшок. При этом следует помнить о необходимости установления взаимопонимания между родителями и ребенком, а также активного освоения новых навыков со стороны самого ребенка. Детям нужно предоставить право принимать участие в выработке навыков пользования туалетом. У детей в возрасте от 1,5 до 2 лет проявляется сильное стремление к самостоятельности. У них развиваются определенные ощущения, что они могут управлять собственным телом и окружающей их средой. Дети испытывают сильное удовлетворение, научившись ходить в туалет. Однако, особенно важно, чтобы ребенок мог научиться этому сам. Вот что сказал по этому поводу Доктор Майкл Йеллинек, доцент кафедры психиатрии Гарвардского медицинского колледжа: "Когда ответственность за все мероприятие перекладывается на ребенка, то навыки приобретает он сам, в отличие от ситуации, когда родители или воспитатели заставляют его пользоваться туалетом, и ребенок ощущает насилие над собой".

    Оценивая готовность ребенка к освоению туалетных навыков, родители также должны помнить, что от них потребуется более высокая терпеливость и внимательность к ребенку, чем на протяжении периода, когда он находился в подгузниках. Пока ребенок носит подгузник, родители имеют некоторую свободу в выборе времени для его смены. Ребенок во время обучения не имеет такого выбора времени и требует внимания тогда, когда он сидит на горшке или унитазе. Поэтому, возможно, родителям нужно будет пересмотреть графики своей занятости и выбрать время для обучения ребенка тогда, когда они смогут уделить ему больше внимания.

    Что касается длительности выработки стабильных туалетных навыков, то сроки обучения могут колебаться в очень широких пределах. У одних детей процесс обучения занимает несколько месяцев, в то время как другие могут освоить навык пользования горшком значительно быстрее. Все зависит от степени готовности ребенка к освоению этого навыка и адекватности методики обучения. Рекомендуется высаживать ребенка на горшок на 3-5 минут вскоре после кормления, до и после сна, перед и после прогулки. Важно поощрять ребенка проситься на горшок, распознавать желание отправить естественные надобности, сдерживать себя до тех пор, пока он не сядет на горшок или унитаз, спокойно и положительно относиться к неудачам.

    При правильном обучении навыкам туалета с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, использование одноразовых подгузников не приводит к увеличению возраста, в котором дети обучаются пользоваться горшком.

  • Категория: Малыш от 1 до 3 лет. | Добавил: Дафна (28.03.2008)
    Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Приветствую Вас Гость

    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz